К новым берегам

Международный бизнес
Британия
«Эксперт» №24 (807) 18 июня 2012
Многие британские компании занялись диверсификацией экспорта: вместо стагнирующих развитых экономик их привлекают быстрорастущие рынки Азии, Африки и Латинской Америки
К новым берегам

Восстановлению британской экономики препятствует кризис у наших дверей, в еврозоне», — заявил недавно министр финансов Британии Джордж Осборн. На страны Евросоюза приходится почти 50% британского экспорта, поэтому экономические проблемы континентальной Европы превратились в головную боль многих британских компаний. По прогнозу МВФ в 2012 году ВВП в еврозоне сократится на 0,3%, поэтому рассчитывать на рост экспорта британским производителям не приходится. Учитывая, что внутренний рынок тоже не дает серьезных перспектив (ВВП Британии вырастет в 2012 году всего на 0,8%), британским компаниям не остается ничего другого, как искать новые рынки сбыта.

До сих пор многие британские компании очень медленно реагировали на возможности, которые им могут дать новые рынки. И сейчас 70% британского экспорта идет в Евросоюз, США и Канаду и менее 10% направляется в десять крупнейших развивающихся экономик. На Китай, ВВП которого вырастет в 2012 году на 8,2% (несмотря на распространенные опасения по поводу замедления), приходится всего 2% британского экспорта. А в Германии почти 6%, и эта цифра быстро увеличивается: по некоторым оценкам, в 2020 году на Китай будет приходиться 15% немецкого экспорта. Британцев опережают в проникновении на китайский рынок даже итальянцы с французами — по 7% экспорта.

Однако в условиях кризиса в еврозоне и медленного роста в США ситуация начинает меняться. По данным британского МИДа, в 2011 году экспорт из Британии в Индию подрос на 37%, в Индонезию — на 44%, в Таиланд — на 22%. Нынешнее правительство поставило целью удвоить экспорт к 2020 году до 1,6 трлн долларов. Для этого оно планирует активизировать работу своего экспортного агентства — UK Trade & Investments (UKTI), коммерческого крыла МИДа. Правда, некоторые экономисты сомневаются в способности британцев повторить немецкий опыт, ведь британский экспорт не стал быстро расти в результате кризиса 2008–2009 годов, когда фунт стерлингов резко подешевел по отношению к иностранным валютам. Однако поскольку европейские рынки сегодня не предоставляют возможностей роста, британскому бизнесу придется осваивать малознакомые территории.

одальше от Европы

В начале июня, когда британский премьер-министр собирался на европейские саммиты в Брюссель и Берлин, где обсуждался кризис в еврозоне, Пол Уолш, президент компании Diageo и участник круглого стола по вопросам бизнеса при британском правительстве, отправился в Эдинбург. В шотландской столице он объявил о планах своей компании инвестировать 1,6 млрд долларов в расширение производства виски. Этот проект позволит нарастить мощности по производству виски в ближайшие пять лет, что должно обеспечить мировой спрос. А спрос на виски растет преимущественно за счет развивающихся рынков, таких как Китай, Индия, Россия и Бразилия. Так, по оценкам Diagio, к 2017 году Китай станет главным рынком для виски марки Johnnie Walker.

Для осуществления задуманного Diagio построит два перегонных завода. Это создаст новые рабочие места — 250 в строительстве,