Кто хочет стать концессионером?

Экономика и финансы
Инвестиции в инфраструктуру
«Эксперт» №24 (807) 18 июня 2012
Объем пенсионных денег увеличился настолько, что привел к появлению сразу нескольких инфраструктурных проектов, а в скором времени обещает вызвать настоящий инфраструктурный бум. Дело пойдет быстрее, если подключатся и другие инвесторы, например банки
Кто хочет стать концессионером?

Детские сады, дома престарелых, электросети, котельные, наконец, железные дороги — в ближайшие годы строительство этих и подобных им объектов может не только увеличиться, но и перейти на принципиально новую модель финансирования. Речь идет о концессионных соглашениях и выпуске облигаций под их реализацию. Первые примеры уже есть: несколько проектов либо завершено, либо близко к завершению, а в перспективе — кратный рост таких проектов и огромный рынок инфраструктурных облигаций.

Почти прямые инвестиции

Надо оговориться сразу: под инфраструктурой в рамках этой статьи будет пониматься все, что помогает нормально функционировать промышленности и жить населению: дороги, ЖКХ, энергосети, детские сады, больницы и остальное, что подходит под это определение. У значительной части таких проектов либо сроки окупаемости довольно велики (больше 15 лет), либо окупаемость вообще не предусмотрена (как у тех же социальных объектов вроде домов престарелых или больниц). Небольшая часть проектов вполне может отбить вложенные средства в привычные для инвесторов сроки, примерно 10 лет, но не сулит сверхдоходности, так как плата за использование новой инфраструктуры регулируется властями и не может быть сколь угодно высокой. Если говорить о бухгалтерской стороне дела, то все такие объекты после окончания строительства становятся собственностью или Российской Федерации, а также ее стопроцентных «дочек», или субъектов федерации и муниципалитетов.

Финансирование именно через концессию позволяют не изыскивать деньги из бюджета, а привлечь частный капитал и построить то, что нужно, прямо сейчас. Если говорить совсем грубо, то концессия — это тот же облигационный заем, просто оформленный в соответствии с законом «О концессиях». Основных преимуществ перед обычным займом два. Во-первых, облигации, выпущенные под концессионный проект, сразу могут включаться в высший котировальный список биржи — соответственно, их могут покупать пенсионные фонды на средства пенсионных накоплений. Во-вторых, концедент, то есть «заказчик» объекта, обязан выделить под него землю — что важно для инвесторов, которые хотят быть уверены, что никаких проблем со строительством не будет.

Конечно, инвестирование в инфраструктуру не исчерпывается только концессионной схемой (ниже приведены аргументы РЖД, для финансирования их проектов нужен иной механизм). Но в любом случае, говоря о строительстве инфраструктуры, не важно, что это — БАМ-2 или котельная в небольшом поселке, — мы говорим об инвестициях через выпуск облигаций. Такие облигации имеет смысл называть инфраструктурными, хотя формально они, конечно, являются обычными корпоративными долгами.

И сейчас, похоже, пришел момент для резкого увеличения количества таких облигаций. Совпало сразу несколько факторов. Во-первых, инфраструктуры — в том самом, широком смысле — не хватает буквально везде. Во-вторых, основные инвесторы в долгосрочные инфраструктурные проекты — пенсионные фонды — накопили достаточно много средств, чтобы проблема их размещения встала

Льготы на мосты и больницы

В США инфраструктурные бонды относятся к сегменту муниципальных облигаций, занимая 60–70% этого рынка, около 2,15–2,6 трлн долларов. Более четкую границу провести сложно, так как строительство многих объектов инфраструктуры подразумевает безвозмездность их использования: школ, мостов, дорог, объектов противопожарной охраны. Платежи по таким облигациям осуществляются из местных бюджетов, хотя финансировалось строительство именно инфраструктуры.

Основная особенность муниципальных бондов в США — налоговые льготы на купон, что до недавнего времени позволяло этим облигациям котироваться выше казначейских бумаг. Однако интервенции Федеральной резервной системы последних лет несколько исказили картину. Сейчас муниципальные облигации (читай: инфраструктурные) стоят дешевле казначейских, однако их ценность выше корпоративных и структурированных бондов (см. схему 4). В остальном же кривая доходности муниципальных долгов меняется вместе с рынком. То есть государство, понижая ставки на рынке казначейских облигаций, опосредованно понижает их в том числе и на рынке займов, привлеченных на строительство инфраструктуры.

Евгений Огородников