Неисчерпаемое Слово

Книги
«Эксперт» №24 (807) 18 июня 2012
Исследователь, переводчик и популяризатор Библии Андрей Десницкий рассматривает множество самых разных и часто задаваемых вопросов, возникающих у современного читателя при осмыслении библейских текстов
Неисчерпаемое Слово

Книга поделена на 40 глав. Каждая рассматривает конкретный вопрос, но затрагивает и другие смежные с ним темы и подвопросы. Число 40 — символическое и как раз библейское. Обычно оно означает некоторую полноту времени, связанную с испытательным сроком, число испытания в библейской истории. Читателю будет полезно проверить свои знания или переосмыслить прежние представления о Писании с учетом не только ранних святоотеческих толкований, но и новейших знаний по истории и библейской археологии.

Для начинающих осваивать библейские тексты важно понять, что это не слова Бога, прямо упавшие с неба и в точности воспроизведенные кем-то из авторов Писания. Но и не просто сборник древних еврейских сказаний, собранных по непонятно какому принципу. Библия — это книга Церкви, возникшей в результате проповеди Иисуса Христа, закончившейся Его страданиями и воскресением из мертвых, она сформировалась внутри нее, в особенности ее вторая часть, называемая Новым Заветом. Первая часть Библии почти целиком воспринята от древнееврейских книжников и переписчиков: у иудеев она называется Танах, у христиан — Ветхий Завет (как подготовительный к Новому, как исполнившийся в Новом Завете, но в некоторых моментах уже устаревший).

Автор указывает: «Библия — не прямолинейная конструкция на все случаи жизни, а сложный и многослойный текст. Ее чтение и понимание — в высшей степени творческий процесс. Она, как верят христиане, была написана в соавторстве Бога и человека, и такое же сотрудничество, содействие Святого Духа необходимо нам для верного и, по возможности, полного ее понимания». По словам апостола Павла, «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2-е Тимофею 3, 16). Когда апостол писал эти строки, книг Нового Завета еще не существовало, были только писания Ветхого Завета, или Танаха. Но богодухновенность не значит безошибочность с научной или вообще строго фактической точки зрения. По словам Десницкого, «Библия писалась не для конкретного учебного курса по физике или биологии (тогда бы она безнадежно устарела уже через одно поколение), она говорит о совершенно других вещах. И эти вещи, как правило, не входят в компетенцию науки».

Ведь главная тема Библии — откровение Бога людям и взаимоотношения Бога и человечества начиная с избранного народа Израиля. Библию часто можно уподобить образному и символическому письму, яркая и наглядная аналогия которого в иконописи. Любая икона — это не картина в стиле реалистической живописи и тем более не фото, у нее свой условный и образный язык, подчас полный поэзии и метафор. Но это никак не умаляет ее ценности и значимости. «Мы привычно говорим о небесных светилах так, будто земля есть плоскость, вокруг которой они и вращаются: солнце у нас восходит и прячется за горизонт, поднимается летом выше и греет жарче, луна растет или идет на убыль и т. д. Просто так удобнее говорить, — пишет Десницкий. — Вот и в Библии мы читаем про руки, ноги, глаза, уши и даже нос Бога, н