Проверка чувств

Культура
Москва, 18.06.2012
«Эксперт» №24 (807)

Фото: Олег Краснов

Раз в пять лет ландшафт и карта немецкого города Касселя преображаются — здесь проходит главный мировой форум современного искусства dOCUMENTA. Экспонаты интеллектуального искусства, как окрестили их критики, заполняют все вокруг — дома и улицы, музеи и парки, вокзалы и бункеры времен Второй мировой войны. Выставки работают ровно сто дней (в этом году — до 16 сентября), а количество посетителей увеличивается в геометрической прогрессии. Число зрителей предыдущего, 12-го, смотра составило порядка 800 тысяч, что практически равновесно проходящей раз в два года Венецианской биеннале. Последняя, впрочем, ориентирована на национальную репрезентацию искусства в павильонах стран-участниц, тогда как «Документа» носит глобальный исследовательский характер актуальных течений.

Первая «Документа» прошла в Касселе еще в 1955 году по инициативе художника и куратора Арнольда Боде. Она была поддержана немецкими властями, одним из приоритетных направлений деятельности которых стала культурная реабилитация после долгих лет тоталитарного режима и уничижения нацистами традиций авангардного («дегенеративного», как они его называли) искусства. Свою сегодняшнюю структуру — «музея ста дней» — с требованием показа самого передового и актуального искусства выставка приобрела в 1964 году на третьем форуме (время проведения вначале варьировалось от четырех до пяти лет). Дополнительная же программа «сто дней арт-событий», провозглашенная художественным руководителем пятой «Документы» Харальдом Зееманном в 1972 году, стала, похоже, и отправной точкой для куратора нынешней «Документы» Каролин Христов-Бакарджиев.

Действительно, выставка сегодня насыщена плотным расписанием перформансов, хеппенингов, лекций и мастер-классов до отказа, начиная с первых дней препоказа для профессионалов вплоть до закрытия. Так же как и работами авторов военного и послевоенного поколений, а также художников арте повера, включенных в экспозицию в качестве художественных рифм прошлого и настоящего. Кроме того, 150 художникам из почти 80 стран куратор намеренно не задавала общей темы, стараясь «показать искусство во всем его многообразии и безграничности».

Выставочный старт задается уже на обоих вокзалах Касселя, где звуковые инсталляции Сьюзан Хиллер на перронах, исследующие взаимосвязь музыки и архитектуры, соседствуют с анимацией Уильяма Кентриджа и видеопрогулками Джанет Кардифф и Джорджа Миллера, которые бесплатно здесь же загружаются в ваш смартфон. Звуковая инсталляция последних будет ждать посетителей и в лесу парка Карлсауэ, где в уши зрителей, погруженных в чащу благоговейной лесной тишины, врываются будто потусторонние звуки то проезжающих мимо конных упряжек, то марширующих солдат, побрякивающих оружием на расстоянии вытянутой руки, то разрывающихся снарядов.

«Документа» Христов-Бакарджиев вообще построена на желании вызвать максимальный эмоциональный взрыв. И не только на восприятии произведений искусства, созданных художниками (в этом смысле одна из лучших и впечатляющих здесь работ — ин

У партнеров

    «Эксперт»
    №24 (807) 18 июня 2012
    Протесты
    Содержание:
    Скромные миллионы

    Болотная, какой мы ее знали, подошла к концу. Осенью протест будет либо с другими лозунгами и лидерами, либо утратит политическое значение

    Международный бизнес
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама