Возвращение невозвратных билетов

Повестка дня
«Эксперт» №24 (807) 18 июня 2012
Возвращение невозвратных билетов

Российский Минтранс внес на согласование в правительство поправки в Воздушный кодекс, позволяющие отечественным авиакомпаниям вернуться к практике продажи так называемых невозвратных билетов. Эти изменения призваны не только резко снизить тарифы на авиаперевозки, но и повысить финансовую устойчивость крупнейших операторов.

Практика продажи невозвратных авиабилетов нашими авиакомпаниями была ликвидирована в 2007 году по инициативе ФАС, так как считалось, что это ограничивает права пассажиров. В результате проиграли и пассажиры, и авиакомпании.

Сейчас любой купленный в нашей стране авиабилет в соответствии с законодательством можно сдать обратно, вернув его полную стоимость. Правда, если возврат происходит менее чем за сутки до вылета, авиакомпания вправе удержать с пассажира специальный сбор, который не может превышать 25% от стоимости билета. Такой расклад не устраивает ни отечественные авиакомпании, ни российские авиационные власти. И понятно почему. В Минтрансе справедливо считают, что «отсутствие у авиаперевозчика правовых оснований для возмещения понесенных им расходов на бронирование и оформление перевозочных документов препятствует корректному формированию цен и влечет увеличение стоимости авиаперевозок для пассажиров». Исследование Минтранса показало, что от полета отказываются в среднем около 9% пассажиров, из-за чего общие прямые потери отечественных авиакомпаний в выручке достигают 23 млрд рублей в год. Эти средства они вынуждены закладывать в тарифы, которые оказываются необоснованно высокими.

Чиновники Минтранса уверены, что если авиакомпаниям будет разрешено продавать до трети невозвратных билетов от общего числа, то суммарное снижение тарифов составит около 7 млрд рублей. Но это еще не все. Из-за запрета на продажу невозвратных билетов российские авиакомпании лишены доступа к самому дешевому источнику пополнения оборотного капитала — авансовым платежам пассажиров. На Западе большинство авиакомпаний начинает продавать невозвратные билеты на свои рейсы за 6–9 месяцев до полета, что позволяет им формировать пассивы, не прибегая к дорогостоящим банковским кредитам, и успешно хеджировать всевозможные риски, в частности риски повышения цен на топливо. А это, в свою очередь, тоже очень сильно влияет на тарифы. Например, невозвратный билет Москва—Париж—Москва можно было приобрети у Air France семь месяцев назад менее чем за 7 тыс. рублей, тогда как сейчас он обойдется уже почти в 20 тыс. рублей. Для сравнения: у «Аэрофлота» самый дешевый билет на том же маршруте со всеми сборами сейчас стоит более 23,3 тыс. рублей. Такая разница объясняется тем, что западные авиакомпании, работающие в России, в отличие от наших имеют возможность продавать невозвратные билеты через свои сайты. Очевидно, что такое положение дел сильно ограничивает конкуренцию и создает необоснованные преимущества западным игрокам. Эти диспропорции в случае принятия поправок будут ликвидированы. А в том, что поправки утвердят, можно не сомневаться. Законопроект уже получил одо