Кружевница в Версале

Культура
«Эксперт» №25 (808) 25 июня 2012
Кружевница в Версале

В седьмой раз произведения современных художников вторгаются в залы главного дворца и сады французского Версаля — здесь открылась выставка португальского скульптора и дизайнера Жоаны Вашконселуш, первой женщины-художника, допущенной в летнюю королевскую резиденцию. До нее здесь уже выставлялись арт-звезды — Джефф Кунс, Такаши Мураками, Бернард Вене, Ксавье Вейлан и другие.

41-летняя уроженка Парижа, выросшая в Португалии, в отличие от своих именитых коллег, обратила на себя внимание публики сравнительно недавно. В 2005 году на Венецианской биеннале была выставлена ее скульптура «Невеста» — огромная люстра в неоклассическом стиле, сплетенная из 25 тысяч тампонов. Композиция, высмеивающая консюмеризм и любовь публики к статусным вещам и гламуру, занимала едва ли не весь парадный зал средневекового палаццо и вызвала восторженные отклики критиков.

В последующих работах своим инструментом Жоана сделала спицы и крючок, как реальные, так и виртуальные. Они-то и прославили ее на весь мир. В одних (ставших ее визитной карточкой) Вашконселуш плотным коконом кружева оплетала гипсовые скульптуры и предметы, привлекая внимание к проблемам домохозяек и утрате интереса к традиционным ремеслам. В других — «вязала» из пластиковых ложек и вилок поющие песни фаду гигантские сердца, поднимая вопросы национальной идентичности. «Красное независимое сердце» было одним из центральных экспонатов выставки «Определенное состояние мира?» из коллекции Франсуа Пино в московском Центре культуры «Гараж».

Сегодня Жоана Вашконселуш — любимица коллекционеров и участница многих выставок и арт-ярмарок. Ее масштабная работа «Загрязнение» открывала прошлогоднюю выставку в музее Пино «Палаццо Грасси» в Венеции, а другие произведения включены в открывшуюся недавно экспозицию «Карточный дом» в поместье баронов Ротшильдов Waddesdon Manor под Лондоном.

В Версале выставлено 16 работ Вашконселуш, половина из которых создана специально для этой выставки, включая огромные туфли «Мерилин» из кастрюль, крышек и настоящего вертолета, покрытого сусальным золотом и расцвеченного яркими страусиными перьями, — дань художницы Марии-Антуанетте.

Открытие выставки традиционно не обошлось без мини-демонстраций и яростных комментариев в прессе — консерваторы уже почти десятилетие протестуют против появления объектов актуальных художников в Версале. И если баталии о вторжении contemporary art в Лувр после строительства стеклянных пирамид Йо Минг Пея в большом дворе и многочисленных выставок поутихли, то территорию Версаля, как «последнего оплота классического искусства», ретрограды без боя сдавать не хотят.

Тем не менее выставку тепло приветствовала новый министр культуры Франции Орели Филипетти, назвавшая ее «полным юмора сильным феминистским месседжем» и «размышлением о месте женщины в современном обществе». И даже пошутила о том, что выставочный вертолет вполне мог бы принадлежать Леди Гаге.