Укрупнить, чтобы спрятать

Русский бизнес
Перевозки
«Эксперт» №25 (808) 25 июня 2012
Правительство намерено создать на базе одного из активов РЖД совместное с Белоруссией и Казахстаном контейнерное суперпредприятие. Формально цель новой компании — в шесть раз увеличить транзитный поток, но на самом деле новая структура, похоже, нужна лишь для того, чтобы не допустить приватизации одного из главных активов РЖД — «Трансконтейнера»
Укрупнить, чтобы спрятать

Об этих планах заявил премьер Дмитрий Медведев по итогам петербургской встречи глав правительств стран — участниц Таможенного союза. СП будет создано на основе контрольного пакета акций крупнейшего отечественного оператора контейнерных перевозок — «Трансконтейнера». Белоруссия внесет активы подконтрольного «Белорусским железным дорогам» «Белинтертранса» и приграничные терминалы в Бресте. Казахстан предоставит ныне принадлежащие местному оператору железных дорог акции логистических компаний «Кедентранссервис» и «Казтранссервис», занимающихся контейнерными перевозками. Контроль над единой компанией будет поделен по-братски — каждая сторона получит треть в капитале.

В РЖД в успехе этого начинания не сомневаются: «Поскольку компания будет создаваться на базе уже работающих активов, от учредителей не потребуется существенных первоначальных инвестиций. Проект изначально будет самофинансируемым и рентабельным». Капитализацию нового предприятия уже на старте деятельности оценивают более чем в 2 млрд долларов.

Главным лоббистом проекта выступил глава РЖД Владимир Якунин. По его мнению, объединенная транспортная суперкорпорация позволит привлечь к 2020 году в Россию дополнительный контейнерооборот в размере 1 млн ДФЭ (ДФЭ, англ. TEU — условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков), что сопоставимо с текущим (1,36 млн ДФЭ по итогам 2011 года) оборотом «Трансконтейнера».

Неуловимый транзит

Чем же РЖД планируют занять формируемую единую компанию? Это не секрет: речь идет о привлечении в Россию грузового транзитного потока из Китая в Европу. Сегодня сложился огромный грузопоток из Китая, можно сказать, нынешней «мастерской мира», в Европу — крупнейший потребительский рынок планеты. Основной грузопоток идет по морю. Однако географически возможно и формирование сухопутного транзита через российскую территорию. Это несколько быстрее, но ощутимо дороже (дополнительные расходы — до 2–2,5 тыс. долларов на контейнер).

Желание подзаработать на транзите обуревало РЖД давно, однако до сих пор никаких значимых успехов достигнуто не было, устойчивого роста транзитного грузопотока у «Трансконтейнера» нет. По данным этой компании, объем транзитных перевозок по железной дороге в 2011 году составил 167 тыс. ДФЭ, или 6% от общего объема транзита. При этом на долю «Трансконтейнера» пришлось 34 тыс. ДФЭ (2,5% от общего объема контейнерных перевозок компании). Аналогичная ситуация и у других участников рынка: частные операторы контейнерных перевозок отчитываются о незначительной доле транзита в своем грузообороте.

При этом совокупный контейнерный оборот в России быстро растет. «Темпы расширения контейнерных перевозок в России завязаны на темпы роста ВВП, как правило, превышая его в два — два с половиной раза, — говорят в “Трансконтейнере”. — Внутренние перевозки являются крупнейшим сегментом рынка: в 2011 году тут было перевезено 1,26 миллиона ДФЭ, что составляет 47 процентов от общего оборота и на 12,8 процента больше, чем годом раньше. Основной фактор р