В Москве открылся 34-й ММКФ

Культура
«Эксперт» №25 (808) 25 июня 2012

Московский международный кинофестиваль в этом году добавил к постоянным двум конкурсам (основной и «Перспективы») еще два: короткометражный и документальный. Тем не менее неясно, ждут ли зрителей хоть какие-то открытия и откровения: из громких имен среди претендентов на «Золотого Георгия» — только немолодой классик венгерского кино Иштван Сабо (фильм «Дверь»). Правда, внимание традиционно приковано к двум российским конкурсантам: это Рената Литвинова с эксцентрической «Последней сказкой Риты» и Андрей Прошкин с историческим эпосом «Орда».

Вне конкурса наибольший ажиотаж, без сомнения, вызовут новинки с последнего Каннского фестиваля. Прежде всего это необъяснимый, но гениальный фильм Леоса Каракса, «проклятого поэта» французского кинематографа: его «Holy Motors» покажут единожды и почему-то ночью. Кроме того, обещают новую ленту Кристиана Мунджиу «За холмами» (актерский и сценарный призы в тех же Каннах) — сложную драму о двух подругах, одна из которых ушла в румынский монастырь, а другая уехала в Германию, и «Рай. Любовь» — радикальное высказывание австрийского документалиста Ульриха Зайдля о сексуальном туризме. Также ожидается российская премьера скандальной сербской картины «Клип», получившей главный приз в Роттердаме.

Но главное событие 34-го ММКФ — безусловно, ретроспективы. Персональные программы будут посвящены бразильцу Эктору Бабенко, заседающему в жюри, и гонконгскому автору Юньфаню, известному в фестивальных кругах своими неумеренно-красочными полотнами. Однако хочется надеяться, что большее число зрителей привлечет ретроспектива одного из величайших режиссеров в истории кинематографа — мастера «салонной комедии» и главного европейца довоенного Голливуда, несравненного Эрнста Любича. В рамках ретроспективы покажут и «Горную кошку» с Полой Негри, и «Розиту» с Мэри Пикфорд, и «Ниночку» с Гретой Гарбо, и с десяток других картин, причем не только комедий.

Интересная концепция лежит в основе программы «Немецкое кино: от десятилетия к десятилетию». Один фильм, каждый из которых представят ведущие кинокритики, воплощает определенную декаду в истории кино Германии. Драматичный ХХ век зрители смогут пропустить через призму «Кабинета доктора Калигари» (1920-е) и «М: город ищет убийцу» (1930-е), пропагандистского «Еврея Зюсса» (1940-е) и энергичного «Быстро и без боли» (1990-е). Причем обошлось без банальностей: нет ни Лени Рифеншталь, ни Вернера Херцога, ни Тома Тыквера, ни Вима Вендерса, их зрители знают и без всяких ретроспектив.

Наконец, настоящая сокровищница — программа «Золотая коллекция “Юневерсал Пикчерз”», в рамках которой в отличном качестве будут показывать отреставрированные шедевры — Чаплина и Хичкока, Кубрика и Спилберга.