Арбидол не помогает

Русский бизнес
Фармацевтика
«Эксперт» №26 (809) 2 июля 2012
«Фармстандарт», поглотивший сразу двух российских производителей лекарств — «Биомед» и «Фармапарк», нуждается в рецептурных препаратах
Арбидол не помогает

Продукты, которые производят “Биомед” и “Фармапарк”, не пересекаются с нашим портфелем. Они позволят нам усилить позиции на рынке рецептурных препаратов», — объясняют в «Фармстандарте» покупку этих двух компаний. Крупнейший российский производитель лекарственных средств приобрел 50,1% акций кипрской компании Big Pearl Trading Limited, которая контролирует компанию «Биопроцесс», владеющую акциями производителей и разработчиков лекарственных средств «Биомед» им. И. И. Мечникова и «Фармапарк».

Таким образом «Фармстандарт» старается диверсифицировать свой продуктовый портфель. Сейчас основную часть выручки компании дают лекарства, продаваемые без рецепта, в то время как рынок рецептурных препаратов столь же велик (см. график). К тому же основные бренды «Фармстандарта» под угрозой. Его выручка от безрецептурных препаратов начала падать еще в 2011 году при общем росте на 44%, а в первом квартале 2012 года и общая выручка просела на треть, что объясняется не только высокой базой прошлого года, но и падением продаж главного бренда компании — арбидола.

Без гриппа и наркотиков

«Арбидол вытесняется с рынка более современными препаратами», — отмечает руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга агентства «Фармэксперт» Николай Беспалов. Действительно, в 2011 году продажи этого популярного противогриппозного средства упали в натуральном выражении почти на 40%, а в денежном — на 28%. Для компании это существенно, ведь даже при таком падении арбидол принес ей 9,4% оборота.

Кроме конкуренции «Фармстандарту» мешает новая политика Минздрава в отношении препаратов с содержанием кодеина, три главных бренда из которых — пенталгин, терпинкод и коделак — обеспечили компании 10,5% выручки. С 1 июня кодеинсодержащие лекарственные средства запрещено продавать без рецепта, поскольку из них можно изготовить тяжелый наркотик дезоморфин, а порядка 60–70% таблеток от боли и кашля приобреталось как раз с этой целью, подсчитывают эксперты. В итоге может уменьшиться и спрос на них со стороны «простых» покупателей. «Кто-то будет ходить к врачу за рецептом, а другие станут покупать заменители», — объясняет Николай Беспалов.

Кстати, «Фармстандарт» тоже выпустил заменители — пенталгин и коделак без кодеина, но их продажи в 2011 году составили лишь 22 и 14% выручки бренда. То есть без поддержки со стороны наркоманов этим препаратам пришлось на рынке туго. В результате уже наметившийся тренд потери доли рынка компании: с 4% в 2010 году до 3,7% в 2011-м (с 18,4 до 15% среди отечественных компаний) — должен был только усилиться.

Поможем инновациям административным ресурсом

В то же время «Биомед» и «Фармапарк» в 2011 году выросли соответственно на 22% и в два с половиной раза по сравнению с 2010 годом. Они работают на рынке рецептурных препаратов, заведомо более защищенном от рыночных колебаний. Рост безрецептурного сегмента в прошлом году составил 11%, а рецептурного — 18%. «Пузыри безрецептурных препаратов, завоевавших популярность благодаря маркетингу, начинают сду