Бизнес без темных лошадок

Русский бизнес
Конный рынок
«Эксперт» №27 (810) 9 июля 2012
Компания «Российские ипподромы» возрождает тотализатор. Ее цель — сделать доходными отечественный конный спорт и коневодство и интегрировать ипподромы страны в мировую систему конного тотализатора
Бизнес без темных лошадок

«Ставьте на Гайану или Паутинку — одна из этих гнедых кобыл обязательно выиграет в забеге», — советует мне девушка, стоящая рядом с тотализатором. «А почему кто-то из них должен выиграть?» — «Они были лидерами в прошлом забеге». Я колеблюсь. Мне почему-то нравится вороная кобыла Балканка. В итоге делаю парную ставку — на две лошади сразу, Балканку и Паутинку. Уже через две минуты, когда закончится заезд, я проиграю свои деньги. Девушка-советчица, напротив, выиграет. Первой к финишу пришла Гайана.

В прошлые выходные в Москве после трехлетнего перерыва возобновил свою работу тотализатор на Центральном московском ипподроме (ЦМИ). Вскоре ставки на лошадей можно будет делать и на других ипподромах, которые войдут в единую систему конного тотализатора. Для отечественной конной индустрии (в нее входят конный спорт, коневодство, тотализатор) это знаковое событие: в убыточном сегодня коневодстве появятся деньги, а значит, будут средства на развитие конюшен и ипподромов.

Открытие тотализатора на ЦМИ не диковинка для российского конного рынка. Впервые тотализатор на Московском ипподроме появился в 1876 году, и с тех пор его закрывали всего трижды — во время Великой Отечественной войны, после пожара 1949 года и осенью 2008-го. В последний раз его деятельность подпала под законодательные ограничения. В частности, согласно ФЗ-244 о регулировании игорного бизнеса, конный тотализатор был причислен к разряду азартных игр, которые могли проводиться только в специализированных игорных зонах.

Закрытие тотализатора привело к тому, что конная отрасль, не имея дополнительного финансирования, практически обанкротилась. Пытаясь решить эту проблему, в прошлом году президент РФ подписал указ о восстановлении конных тотализаторов. Однако заниматься этим бизнесом могли только частные ипподромы, которых у нас в стране мало, и в результате дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Выходом из положения стало появление новой государственной организации — «Российские ипподромы». Эта компания объединила 27 государственных заводских конюшен и 21 ипподром (по данным Минсельхоза, всего в стране 34 заводские конюшни и 24 ипподрома) и получила право развивать конный тотализатор. В июне «Российские ипподромы» заключили контракт с крупнейшей букмекерской конторой «Спортбет». Инвестиции в новый проект могут составить свыше 20 млн долларов за пять лет.

Чтобы хотелось быть лошадью

«Вы находитесь на Центральном московском ипподроме — это старейший ипподром в континентальной Европе, он основан в 1834 году. Здесь проводились бега и скачки еще на приз императора Александра Второго. Но сейчас в наследство нам досталось хозяйство в запущенном состоянии — это относится и к Москве, и тем более ко всем периферийным ипподромам», — рассказывает генеральный директор «Российских ипподромов» Константин Гусаков. Затем он приводит статистику: в царской России было 30 млн лошадей, в 1990-е годы их число сократилось до 2,6 млн. Сегодня в нашей стране всего 1,3 млн лошадей.

Константин Гусаков работает в новой

Нужна культура конного спорта

Оператором на рынке спортивных тотализаторов выступают букмекерские конторы — своего рода аналитические центры, которые рассчитывают исход будущих игр, собирают ставки с болельщиков и имеют процент от выигрыша. В России существует спортивный тотализатор на такие виды спорта, как футбол, хоккей, баскетбол, теннис. О том, каковы перспективы конного спорта, мы спросили у Олега Журавского, президента Национальной ассоциации букмекеров России (НАБ).

— Как вы оцениваете перспективность тотализаторов в конной индустрии? 

— Сегодня наблюдается упадок российского конного спорта. В настоящий момент в России всего два конных турнира — Кубок президента и скачки радио «Монте-Карло», и эти мероприятия больше относятся к светским, нежели к спортивным. На мой взгляд, в ближайшие два и даже три года ситуация не изменится, конный спорт не станет популярным. А если непопулярен сам спорт, то и спроса на ставки ожидать не приходится.

Для возрождения и популяризации конноспортивных мероприятий необходимы значительные инвестиции в отрасль, развитие и пропаганда конного спорта, а также увеличение частоты турниров. Возродить и спасти конную индустрию лишь за счет тотализаторов невозможно. Нужно вести активную пропаганду и вкладываться в рекламу, особенно телевизионную. Например, в Японии в 2002 году был запущен специальный телевизионный канал Green Channel, который в сутки ведет девятнадцатичасовую трансляцию с ипподромов всего мира.

— Насколько рентабелен конный тотализатор?

— Тотализатор может быть рентабельным в случае большого объема ставок и немалого оборота. Для этого необходимы аудитория и огромное количество постоянных событий. Например, у букмекеров проходит до двух тысяч событий в день. Соответственно, конные турниры нужно проводить не менее пяти раз в неделю по десять заездов.

Что касается привлечения клиентов, то необходима популяризация отрасли, гарантия «чистоты» события. Должно выработаться доверие среди игроков. Для этого нужно сформировать культуру коневодства, которая на сегодняшний день утеряна. Ведь даже такие страны, как Англия и Франция, имея двухсотлетнюю историю конного спорта, вкладывают большие средства в его развитие, но при этом самым популярным видом спорта у букмекеров остается футбол.