Сначала порт, потом марина

Русский бизнес

В России появился новый морской грузовой порт — «Сочи Имеретинский». Группа «Базовый элемент» завершила его строительство напротив возводимой Олимпийской деревни. Уникальность нового порта в том, что расположен он на открытом побережье Черного моря со сложной волновой и сейсмической обстановкой и является первым портом с волнозащитными сооружениями, построенным в постсоветский период. Проектная мощность порта — 5 млн тонн грузов в год, максимальная глубина у причалов и в акватории — 9,2 метра.

Совокупные инвестиции в строительство порта из бюджета, Внешэкономбанка и группы «Базовый элемент» Олега Дерипаски составили 12 млрд рублей (из них «Базэл» — 2,2 млрд, ВЭБ — 3,8 млрд). Проект реализован компанией «Трансстрой», входящей в состав группы «Базовый элемент».

Несмотря на грандиозные траты, порт просуществует недолго — до зимней Олимпиады. Очевидно, что за это время он не сможет окупить вложенные в него средства. Да и как грузовой порт он не имеет никаких коммерческих перспектив, к нему даже железная дорога не подведена. По сути, он нужен лишь для перевалки уникальных крупногабаритных грузов (техники, оборудования) и стройматериалов, необходимых для сооружения спортивных объектов.

Дальнейшие планы «Базэла» в отношении примыкающего к Олимпийской деревне порта следующие: после Олимпиады он станет частью большого элитного жилищно-рекреационного комплекса и превратится в полноценную яхтенную марину. Правда, потребуются дополнительные инвестиции в размере примерно 3 млрд рублей для строительства новой секции волнолома. Будущий мастер-план яхтенной марины рассчитан на порядка 580 причалов для судов длиной от 10 до 100 метров.

Сейчас на Черноморском побережье региона всего три яхтенные марины, однако они полностью заняты. Для расчета доходов новой марины в «Базэле» взяли средние цены в зарубежных аналогах (см. таблицу). По прикидкам, до 2033 года доходы от продажи мест в марине составят 365 млн долларов ежегодно.