Водка объединяет

Русский бизнес

Компании «Русский стандарт» и Central European Distribution Corporation (CEDC) подписали соглашение об объединении бизнесов. Российская компания сможет приобрести 33% в капитале CEDC и с учетом ранее приобретенного пакета получит 43% польской компании, что равносильно установлению контроля над ней. Для отечественного водочного рынка это событие уникально. Если не считать объединения российской «Смирновъ» и американской Smirnoff, ставшего результатом многолетних боев за право на бренд, впервые отечественная алкогольная компания покупает крупный актив вне границ бывшего СССР. И впервые на водочном рынке компания второго эшелона одним махом выбивается в лидеры.

«Русский стандарт», входящий в структуры предпринимателя Рустама Тарико, на водочном рынке с начала 1990-х, но его успехи относительно скромны. Одноименная марка позиционируется как элитная и высококачественная, известна в мире, но на российском рынке занимает не более 2% продаж по причине доминирования дешевых марок. (При общем объеме российского рынка 10 млрд долларов официально потребляется 143 млн декалитров водки, это означает, что одна пол-литровая бутылка водки продается в среднем по 105 рублей.)

Польская CEDC до настоящего времени была лидером российского рынка по продажам водки. Компания владеет маркой водки Zubrowka и хорошо представлена на нашем рынке с 2008 года, когда она приобрела у бизнесмена Сергея Генералова компанию «Русский алкоголь» (бренды «Зеленая марка», «Журавли», «Маруся») за 700 млн долларов. Однако та сделка подорвала финансы поляков, и в 2009 году они оказались в катастрофической ситуации с долгами более миллиарда долларов при ежегодной EBITDA 125 млн долларов.

«Русский стандарт» проявил интерес к приобретению CEDC еще в апреле этого года, а с мая структуры Рустама Тарико приступили к постепенному установлению контроля над польской компанией, приобретя на открытом рынке 10% ее акций за 30 млн долларов. Теперь объединенная компания вырывается в абсолютные лидеры (см. график) второго в мире водочного рынка.

Приобретя CEDC "Русский стандарт" становится крупнейшим игроком российского водочного рынка