Всё на месте

Культура / Искусство Художник Николай Полисский, не дожидаясь «Архстояния», представил свой новый проект — ландшафтную инсталляцию «Вселенский разум» с огромным мозгом в полях Никола-Ленивца
Фото: Archi.ru

Некоторые произведения искусства требуют от зрителя не только ментальных, но и чисто физических усилий. Дорога от Москвы километров в двести — сначала по Киевскому шоссе, повернуть на Медынь, проехать мимо полотняного завода Гончаровых, где с разницей в столетие выросли две Натальи, жена поэта и художница-авангардистка. Наконец, добравшись по деревенским колдобинам до места, бросаешь машину и сворачиваешь в чистое поле. Идешь по нему вдоль «Границы империи» (давний проект Николая Полисского — два ряда деревянных столбов с нахохлившимися двуглавыми орлами на верхушках) к громаде, напоминающей издалека то ли восточный шатер за частоколом, то ли объект научной фантастики советских времен. В Никола-Ленивце все так: направо пойдешь — к «Маяку» выйдешь, налево — «Позолоченного тельца» найдешь. Прямо — тот самый шатер, новая работа Полисского «Вселенский разум» (в простонародье — «мозги»). Инсталляция продолжает его «научную» серию, начало которой положил в 2008 году «Большой адронный коллайдер», собранный его никола-ленивецкой артелью мастеров в музее Mudam в Люксембурге. Теперь же Полисский соорудил собственный искусственный интеллект. Большая полусфера на постаменте составлена из пятидесяти километров переплетенных деревянных «извилин». Закрученные в спирали мысли без конца и края собраны без чертежей и инженерных расчетов, на глазок. Полисский говорит: «Простым крестьянским разумением» — каждый, мол, на бытовом уровне это умеет. И добавляет: «Эскизы я, конечно, делал, но не макеты. Настоящий архитектурный макет — это данность, а мы постоянно импровизировали, как из глины лепили. Когда светит солнце, “разум” ярко освещается, фактура играет, но я хочу еще добавить зеркала, отражающие лучи, чтобы на солнце чудесное свечение шло изнутри. Сейчас мы стоим внутри конструкции — и мы и есть вселенский разум». Перед «мозгом» — 42 колонны, они же ракеты. Могут, как антенны, информацию принимать, могут улететь и разнести умные мысли по Вселенной. Вся инсталляция занимает около гектара — с размахом. Еще один образ, взятый художником за основу, — «курчавая античная голова». Впрочем, с античностью у Полисского более сложная связь. Его искусство грандиозно и в то же время соразмерно человеку, производит впечатление, но не подавляет.

Полисский — единственный среди российских художников приверженец лэнд-арта, больше им толком никто не занимается. То ли размаха не хватает, то ли денег. Меж тем лэнд-арт (возникший как направление в искусстве в Америке 1960-х) — искусство, напрямую связанное с местным ландшафтом, выросшее из него, живущее вместе с ним и так же подверженное действию сил природы. И это еще один принцип Полисского. В отличие от большинства художников он не стремится в Вечность, скорее, создает особую атмосферу на выбранной территории, поддерживает местный genius loci. В его объектах, как в природе, нет ничего неизменного и окончательного. Первый никола-ленивецкий объект — армия из двухсот снеговиков, изображавших историческое «стояние на Угре», которое пол