Жизнь с огоньком

Культура
Фотография
«Эксперт» №29 (812) 23 июля 2012
Жизнь с огоньком

Выстраивать фотографов, как и художников, по ранжиру — дело неблагодарное. Но если все же попытаться поделить их на великих, знаменитых, просто известных и так себе, рядовых, то Дмитрий Бальтерманц, без сомнения, будет одним из немногих в первом ряду. Фотокорреспондент, еще при жизни известный не только в нашей стране, но и за рубежом, аристократ, ставший главным летописцем советской эпохи с конца 1930-х годов и почти до развала Советского Союза, мастер официального портрета в духе соцреализма, классик военной фотографии... Две сотни снимков на выставке в Мультимедиа-арт-музее рассказывают о его жизни и об истории страны. Впрочем, между ними нет особой разницы.

Солдаты, бегущие с винтовками наперевес: обрезанные фигуры в расфокусе, «смазанные» шинели. Если задержать взгляд на фотографии подольше, начинает казаться, что не только видишь движение солдат, но слышишь крики и канонаду. «Атака» — один из самых известных снимков Бальтерманца, ставший классикой мировой военной фотографии. Бальтерманц говорил, что его поколение фотографов не умело снимать войну, да и сам он предпочел бы этому не учиться. Но Великая Отечественная фактически стала началом его карьеры. До нее он успел совсем немного. Свой первый профессиональный репортаж Бальтерманц выполнил в 1939 году. По заданию газеты «Известия» он снимал ввод советских войск на территорию Западной Украины. Результат не сохранился, но был настолько впечатляющим, что ему сразу предложили должность штатного фотографа, ради которой он легко отказался от перспектив научной академической карьеры. А дальше была война и фотофиксация обороны Москвы, военных действий в Крыму и битвы под Сталинградом.

Бальтерманцу вообще «везло» на глобальные исторические катаклизмы. Он родился 13 мая 1912 года в Варшаве, которая тогда еще была частью Российской империи, в семье офицера царской армии Григория Столовицкого. Когда мальчику было три года, родители развелись, и мать вскоре вышла замуж за адвоката Николая Бальтерманца. С началом Первой мировой войны в поисках спокойствия и стабильности они переехали в Москву, хотя искать благополучия стоило в противоположном направлении. Революция не принесла ничего хорошего интеллигентной образованной семье, и Дмитрий с четырнадцати лет начал «поиски себя». Он подрабатывал наборщиком в типографии «Известий», занимался оформлением витрин в том же издательстве, был помощником архитектора, киномехаником и ассистентом у профессиональных фотографов. К 1939 году Бальтерманц закончил мехмат МГУ (так что поверять алгеброй гармонию он умел мастерски) и был принят преподавателем математики в Высшую военную академию в звании капитана. Но тут и случился судьбоносный репортаж, который сделал его фотокорреспондентом центральной советской газеты.

Снимки с фронта занимают значительную часть архива Бальтерманца и любой его выставки. Ретроспектива в МАММ — не исключение. Окопы, танки, залпы «катюши», как яркие живописные всполохи в черном ночном небе, смерть прямо на переднем плане, повседневный герои