Авторитаризм Купертино

Книги
Менеджмент
«Эксперт» №33 (815) 20 августа 2012
Авторитаризм Купертино

Корпоративную культуру Apple автор оттенил примерами из Google, где по офису можно кататься на самокате и приходить на рабочее место в пижаме, где полно совместных поездок и мероприятий, где царит атмосфера взаимного уважения. В Apple все не так. Бесплатных обедов там нет. Мнение Стива Джобса ценилось превыше всего, а уважение к подчиненным не было главной заботой. Джобс взрывался, если сотрудник рассказывал журналисту больше, чем ему, Джобсу, казалось необходимым, да и вообще «авторизованными» признавались заслуги лишь нескольких избранных, остальные не должны были выпячивать свои достижения. В Apple — атмосфера строжайшей секретности: у работника может быть допуск в те помещения, куда не вхож его начальник. Легендарная секретность Apple является и предметом иронии — в магазине недалеко от офиса продается футболка: «Я был в городке Apple. Большего сказать не могу». Конечно, эта секретность сказалась и на сборе информации для книги. Адаму Лашински, редактору Fortune, не дали разрешения на интервью с руководством и работниками. Многое ему удалось узнать лишь от бывших сотрудников и партнеров Apple, что, впрочем, только повышает ценность книги.

Несмотря на такие обстоятельства, сотрудники считают работу в компании крутой. И знают, что каждая мелочь будет придирчиво оценена руководством. Это касается не только самих продуктов, но и презентаций, и упаковки. И они не думают об экономии. Нацеленность на качество, разборчивость и точность позволяют делать Apple то, что она делает.

Вопрос в том, что будет с Apple после смерти тирана. Лашински допускает, что Apple перестанет быть «безумно великой», а останется просто великой, и это устраивает большинство поклонников компании. Но для этого руководству стоит перестать спрашивать себя: «А что сделал бы Стив?»

Лашински Адам. Внутри Apple: как работает одна из самых успешных и закрытых компаний мира. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. — 304 с. Тираж 10 000 экз.