На слоне в Гималаи

Культура
Балет
«Эксперт» №34 (816) 27 августа 2012
На слоне в Гималаи

Всего двадцать пять лет назад «Баядерку», шедевр Мариуса Петипа, в полнометражном виде можно было посмотреть только в исполнении Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Ни одна другая компания в мире не обладала такой мощью — постановочной и исполнительской, — чтобы не пасть под величием этого колосса. Псевдоиндийская история храмовой жрицы Никии, поверившей клятвам знатного воина Солора и отравленной его царственной невестой Гамзатти, простодушна по балетной моде второй половины XIX века. Но и роскошна в полном соответствии с эпохой Анны Карениной, когда для Императорского театра не составляло труда одновременно заполнить сцену сотней танцовщиков и статистов и муляжом слона в натуральную величину в придачу. Современные театры, то есть те из них, что имели большие амбиции, нашли экономный выход: четырехактную «Баядерку» усекли до одной картины «Тени», в которой с вершин Гималаев сходит тень погибшей Никии, призывая кару богов на Солора и Гамзатти. Эта сцена допускает и театральное решение с сюжетом и декорациями, и концертный вариант: «Тени» являются если не величайшей, то одной из самых совершенных композиций Петипа, в которой зримый образ райского мира рождает сама хореография, при этом оставаясь самоценной. Но в последние годы благородная патина «Баядерки» оказалась самым желанным приобретением для всех грандов мирового балета, от Большого театра с версией Григоровича и Opera National de Paris, где «Баядерка» стала последней постановкой Нуриева, до American Ballet Theatre, для которого свою версию поставила Наталья Макарова.

Для театров меньшего калибра шедевр Петипа и сейчас остается профессиональным вызовом. Рига — одно из тех редких мест, где теперь можно его увидеть. Не случайно в августе, когда Латвийская национальная опера устраивает выставку своих достижений, «Баядерка» представляет балет наряду с «Лебединым озером» и «Спящей красавицей». И для тех балетоманов, что застали советские времена, в этом нет ничего удивительного: латвийский балет, получивший петербургскую прививку, никогда не ходил в числе провинциальных. Тем не менее два недавних визита труппы в Москву демонстрировали ее в оригинальном репертуаре. Надо отметить, обретенную независимость Латвии ее балет использовал более плодотворно, чем его балтийские соседи. Театр регулярно выпускает оригинальные постановки, с ним сотрудничали Кшиштоф Пастор и Кристиан Шпук, Рига заполучила Алексея Ратманского в самом начале его потрясающей карьеры.

В то же время непреходящей любовью латвийской публики пользуются три балета Чайковского, а в репертуаре сменяет друг друга практически вся остальная классика. Исключение до недавних пор составляла «Баядерка». Ее вызов решил принять Айварс Лейманис, художественный руководитель балета Латвийской национальной оперы.

В классическом балете, который почти полностью маркирован именем Мариуса Петипа как гаранта хореографического совершенства, не существует ничего подобного музыкальному уртексту. Поэтому каждый постановщик, берущийся за старин