Гадкий инновационный утенок

Тема недели
Москва, 10.09.2012
«Эксперт» №36 (818)

Два года назад на Всемирной выставке в Шанхае невероятный ажиотаж вызвал фильм об автомобиле будущего, созданный General Electric специально для китайской аудитории. Китайцы попадали на очередной сеанс , отстояв предварительно трехчасовую очередь.

Главным героем фильма было самоуправляемое прозрачное пластиковое яйцо на колесиках, бесшумно и без единого выхлопа несущееся со скоростью около 300 километров в час в потоке таких же яиц. Яйцо приходило на смену нынешнему бензиновому автомобилю и следующему за ним, согласно киносценарию, с десятилетним лагом гибриду. Закадровый голос объяснял, что уже следующее поколение китайцев будет ездить на таких экологичных, безопасных и энергоэффективных машинах, приводимых в движение от некоего «супераккумулятора». Китайцы реагировали восторженно и возвращались для нового просмотра уже с детьми.

Несколько русских журналистов (среди них был и наш корреспондент), попавших на фильм случайно, тут же принялись рассуждать о «гуманитарных технологиях», «навязывании будущего» и о «доверчивости отстающих». Фирменный отечественный скептицизм вкупе с фирменной же нашей любовью к автомобильным разговорам довел беседу до логического конца — у электромобиля нет будущего, по крайней мере обозримого, да и у гибрида оно более чем туманно.

Этот разброс оценок оптимистичных китайских кинозрителей и русских скептиков-журналистов удивительно похож на ситуацию с противоречивыми прогнозами по поводу электромобильного транспорта, которые сегодня делают вполне профессиональные и уважаемые в мире эксперты.

Вот авторитетное агентство Australian Energy Market Commission недавно выдало прогноз, согласно которому уже к 2030 году 45% всех новых автомобилей в Австралии будут работать на аккумуляторных батареях. Еще более радужной представляется картина аналитикам британской консультационной группы UK’s Committee on Climate, которая обещает электромобилям к тому же 2030 году целых 60% суммарного объема местного авторынка.

Но, скажем, в недавних аналитических докладах крупнейших нефтедобывающих компаний мира, BP и Exxon Mobil, содержатся весьма консервативные цифры. BP в свежем отчете прогнозирует, что электромобили и гибриды к 2030 году составят лишь 4% общего мирового автопарка. Еще более мрачные оценки дает Exxon Mobil: в совокупности на электромобили и гибриды даже к 2040 году придется не более 5%.

Резкий разброс экспертных оценок — верный признак того, что мы находимся в точке бифуркации. Или технологического межсезонья, когда выбрать правильный тренд затруднительно. Нефтяников-пессимистов легко заподозрить в необъективности, но даже независимые эксперты признают, что углеводородный ДВС так просто не сдастся — его экономическая эффективность к 2030 году удвоится. С другой стороны, прогресс в сфере суперконденсаторов, похоже, принимает экспоненциальный характер, не говоря уже о многомиллиардных вложениях в топливные элементы, ожидаемое резкое удешевление которых произведет революцию, сравнимую с той, что вызвала паровая машина.

Это классиче

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (818) 10 сентября 2012
    Электромобили
    Содержание:
    Электроскептики и электрооптимисты

    Электромобили бесшумны, хорошо ускоряются и непривычно комфортно проходят повороты. Однако они быстро расходуют энергию, а их интегральная экономичность и экологичность преувеличены. Поэтому будущее не за ними, а за гибридами

    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама