Бурная четырехлетка подготовки к саммиту изменила облик Владивостока. Несмотря на штурмовщину и недоделки, столица Приморья стала более пригодной для жизни. И чуть более современной

Фото: apec2012.ru

В последние четыре года Владивосток представлял собой сплошную стройплощадку и даже получил от местных остряков прозвище Разрытогорск. В 2008-м, когда все только начиналось, скептиков было море. Одни вообще считали, что саммит перенесут в Санкт-Петербург. Другие утверждали, что при любом раскладе завершить начатые стройки вовремя не удастся. Даже гендиректор Тихоокеанской мостостроительной компании Виктор Гребнев заявил, что построить мост на остров Русский, где, собственно, и прошел саммит, в обозначенные сроки нереально с технологической точки зрения. Однако этот сложный объект, который строила столичная УСК «Мост», был сдан в эксплуатацию даже раньше, чем внутригородской мост через бухту Золотой Рог, которым занималась компания Гребнева.

Сданы и другие объекты — правда, почти все со значительным отставанием от плана.

По словам главы Дальневосточной дирекции Минрегиона, координатора строек саммита, Олега Букалова, по состоянию на 31 августа освоено 664,5 млрд рублей из 679, выполнение работ в целом по всем объектам саммита составляет 98%. Уточним, что понятие «объекты саммита» слишком размыто. Когда говорят о подготовке города к АТЭС и о потраченных на это миллиардах, в перечень строек включают и такие проекты, как газопровод Сахалин—Хабаровск—Владивосток, протянутый на средства «Газпрома», или две судоверфи, которые строятся на юге Приморья с корейскими и китайскими партнерами и никакого отношения к саммиту не имеют. Включение стройки в перечень объектов саммита позволяло получить определенные преференции при оформлении документов, прохождении госэкспертизы и т. п., чем и объясняется раздутость списка. Больше половины выделенных денег — 425 млрд рублей — составляют средства внебюджетных источников, как правило госкомпаний — «Газпрома», Объединенной судостроительной корпорации, РЖД и др. Сумма, потраченная государством на объекты саммита, гораздо меньше, хотя тоже впечатляет — 219 млрд рублей из федерального бюджета плюс 35 млрд из краевого бюджета.

Воды опресненной, не чистой

К августу 2012-го стало понятно, что в целом Владивосток к саммиту готов, хотя не без нюансов. 1 августа внезапно (притом что губернатор Владимир Миклушевский обещал ввести все мосты в строй ко Дню города — 2 июля) пустили в эксплуатацию мост на Русский, куда раньше можно было попасть только паромами. Несколько позже открыли мост через бухту Золотой Рог, хотя строительство там не завершено: с южной стороны из-под пролета не убраны временные опоры, не доделаны развязки. Открыт и низководный мост через часть Амурского залива в пригороде — элемент дороги-дублера от владивостокского аэропорта к самому городу.

Начал работу новый терминал владивостокского аэропорта Кневичи, построенный чуть в стороне от старого. Туда уже переведено обслуживание регулярных рейсов. К новому терминалу от железнодорожного вокзала Владивостока проложена линия для аэроэкспресса. (Очевидцы, впрочем, говорят, что после недавнего дождя в аэровокзальном комплексе сильно текла крыша.)

Во Владивостоке откр

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (818) 10 сентября 2012
    Электромобили
    Содержание:
    Электроскептики и электрооптимисты

    Электромобили бесшумны, хорошо ускоряются и непривычно комфортно проходят повороты. Однако они быстро расходуют энергию, а их интегральная экономичность и экологичность преувеличены. Поэтому будущее не за ними, а за гибридами

    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама