Старая история на новом месте

Культура
Музей
«Эксперт» №36 (818) 10 сентября 2012
Государственный исторический музей открыл новую площадку с экспозицией, посвященной 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года
Старая история на новом месте

Почти два десятилетия тишины в огромном здании бывшей Московской городской думы, а позже Музея Ленина, построенного в 1890–1892 годах архитектором Дмитрием Чичаговым, наконец нарушены. Ремонт в пустующем здании почти полностью завершен (несколько залов открылось в 2010 году для временных экспозиций), а в юбилейный год наполеоновского нашествия музей прирос новой выставочной площадью в 2000 квадратных метров. Музей в музее, как называют его сотрудники, наполнен уникальными экспонатами из запасников ГИМа.

Следуя мировой тенденции и по примеру Британского музея в Лондоне и Альбертинума в Дрездене, выставочные площади в ГИМе увеличили за счет перекройки внутренних двориков и окружающих территорий — проект осуществила мастерская Павла Андреева. В задачу архитекторов входило строительство павильона в своеобразном атриуме, образованном стенами внутреннего дворика музея и стеной бывшего Монетного двора напротив, с обязательным условием не затрагивать фундаменты этих памятников архитектуры. Отреставрированные фасады зданий и стали стенами нового двухэтажного павильона (строившегося около трех лет и обошедшегося в 420 млн рублей) с мраморными полами, стеклянными хайтековыми витринами и рельсоподобными железными колоннами, вполне органично смотрящимися в пространстве красно-кирпичных стен.

Но, безусловно, главная заслуга музейщиков и кураторов — новая постоянная экспозиция. Она разбита на восемь исторических этапов и охватывает не только события Отечественной войны, но и период с 1801-го по 1815 год. Живописание военных действий ведется от первых дней Австрийской военной кампании, где русская армия впервые встретилась с Наполеоном на полях сражений, до знаменитой битвы при Ватерлоо, после которой Корсиканец отправился в ссылку на остров Святой Елены. Пространство выставки вмещает более двух тысяч экспонатов, каждый из которых имеет свою историю. Это и пепельница из копыта лошади, на которой якобы ездил Денис Давыдов, и английские навигационные приборы, после Тильзитского мира ставшие контрабандным товаром. Есть даже походная кровать Наполеона и сани, на которых, по предположениям историков, император бежал по бескрайним просторам заснеженной России.

Несомненное достоинство экспозиции в том, что выстроена она как целостная картина восприятия войны глазами современников эпохи. Для того чтобы донести это восприятие до посетителя выставки, живущего двести лет спустя, была использована живопись. Как пример патриотических чувств в лучшем их проявлении представлены картины баталиста Василия Верещагина — всего 18 полотен, образующих единый цикл «Наполеон в России». Знакомое еще со школьных учебников полотно «Не замай! — Дай подойти!», часть триптиха «Старый партизан», посвящено крестьянскому сопротивлению, ставшему потом народным. Сюжет картин о превращении московских храмов в конюшни и расстрелах в стенах Кремля служит напоминанием тем, кто считает, что французская армия несла на своих штыках семена гуманизма, европейской культуры и возможность для России войти в