Стариковское дело

Культура
Москва, 10.09.2012
«Эксперт» №36 (818)
Терренс Малик, Марко Белоккьо, Мануэл де Оливейра: режиссеры-ветераны на Венецианском фестивале

Из архива пресс-службы

В обширной программе 69-го Венецианского фестиваля нашлось место для скромной, но симпатичной китайской картины «Лети с журавлями». Ее герой — обычный старик из небольшой деревни. Он сидит на завалинке с друзьями, навещает детей и нянчит внуков, а также деловито готовится к смерти, хотя вроде бы ничем не болен: ходит вокруг семейных могил, выбирая себе место, раскрашивает деревянные гробы, рисуя на них белых журавлей, и собирается улететь в мир иной вместе с этими птицами.  

По-восточному мудрый подход к завершению жизненного пути меж тем разделяют далеко не все. Мир искусства — это вам не китайская деревня, здесь никто не собирается досрочно уходить на пенсию и тем более умирать. Как известно, в Европе и Америке долгожительство постепенно становится нормой. В кинематографе это приводит к парадоксу: молодых режиссеров на фестивальной арене становится все меньше (средний возраст нынешнего дебютанта — около сорока лет), зато старики продолжают вовсю работать. Им вроде бы уже и вручили призы «за вклад», и проводили на заслуженный отдых, а они в ус не дуют — снимают себе и снимают.

Чуда не произошло

Обескураживает случай Терренса Малика, чей новый опус «К чуду» оказался в конкурсе Венеции-2012. Не каждому из выдающихся режиссеров доводится пережить огромный успех в молодости (первые два фильма Малика «Пустоши» и «Дни жатвы» моментально были причислены к классике) и быть освистанным на склоне лет. Когда Малик вернулся к кинематографу после двадцатилетней паузы, мир ликовал: «Тонкую красную линию» немедленно наградили «Золотым медведем», а каннская победа «Древа жизни», очевидно выглядевшего завещанием, главным шедевром мастера, была просто-таки неизбежной. Для полного комплекта не хватало только «Золотого льва», и очередная лента Малика «К чуду» отправилась в Венецию. Чтобы с громким треском провалиться: когда публика в зале хохочет и свистит, никакие вежливые жесты жюри не помогут. Малик и раньше был известен как затворник и патологический скромник, не дававший никаких интервью и не приехавший за призом даже в Канны; на сей раз его стратегия тотальной скрытности впервые оказалась, увы, стопроцентно оправданной.

«К чуду» — типичное стариковское кино, хотя это всего шестой фильм Малика, а самому режиссеру лишь 68 лет. Задумчивые картины детства, в которых память о событиях прошлого перемежается мыслями об устройстве Вселенной (именно так было устроено «Древо жизни»), уступили многозначительной невнятности любовного то ли треугольника, то ли квадрата. Красивые женщины Ольга Куриленко и Рэйчел Макадамс красиво ходят по красивым пейзажам, периодически крутятся вокруг своей оси и вглядываются в небо, с которого звучат многозначительные закадровые проповеди. Прекрасные актеры Бен Аффлек и Хавьер Бардем ходят по экрану с напряженными деревянными лицами — и их можно понять: если зритель не разбирается в происходящем на экране, актер подавно чувствует себя поставленным в тупик. А ведь режиссер-то гений, ему не возразишь, лишнего вопроса не задашь… Поименованн

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (818) 10 сентября 2012
    Электромобили
    Содержание:
    Электроскептики и электрооптимисты

    Электромобили бесшумны, хорошо ускоряются и непривычно комфортно проходят повороты. Однако они быстро расходуют энергию, а их интегральная экономичность и экологичность преувеличены. Поэтому будущее не за ними, а за гибридами

    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама