Вакуум дела

Политика
Москва, 10.09.2012
«Эксперт» №36 (818)

Не мы первые — контроль над проповедью в мечетях в той или иной форме практикуют разные страны, в том числе те, где мусульман большинство. В исламе нет доктринального разделения духовной и светской власти, шариат мыслится как универсальная и исчерпывающая правовая система, и поэтому любое государство не без оснований видит в имамах своих потенциальных конкурентов. Требуется традиция интеграции ислама в политическую среду, и эта традиция создается по-своему в каждом конкретном случае.

Вопрос в том, исчерпывается ли дело установлением исламского образовательного стандарта и аттестацией преподавателей и имамов мечетей. Здесь есть несколько задач, которые в принципе не решаются в административной логике.

Во-первых, идея изолировать «своих» мусульман от уммы (мировой исламской общины), возможно, для государства соблазнительна, но практически неосуществима. Это и в XIX веке получалось плохо, а сейчас, с интернетом, и вовсе безнадежно. Можно запретить духовным управлениям мусульман оплачивать поездки молодых людей на учебу в исламские университеты Ближнего Востока. Но невозможно законным образом ограничить такие поездки, если они предпринимаются в частном порядке. Препятствием не станут даже деньги — на Ближнем Востоке найдется достаточно благотворителей, которые предоставят стипендию студенту из Махачкалы или из Казани. Не брать ближневосточных выпускников на работу в российские исламские школы, не назначать их имамами? Они будут проповедовать по домам. Ни один из российских исламских университетов в глазах большинства мусульман заведомо не выиграет конкуренцию у египетского Аль-Азхара. К тому же далеко не все зарубежные исламские учебные заведения готовят салафитов и джихадистов. Ближневосточной богословской мыслью питается и традиционный, жестко антисалафитский ислам, например в Чечне. Изоляция закроет возможности для альянса с теми силами в мусульманском мире, что осуждают радикализм и насилие.

Во-вторых, естественно сделать Совет муфтиев России агентом государства по контролю за мусульманским образованием и исламской проповедью, но насколько прочна наша уверенность в лояльности официального исламского истеблишмента? Если судить по многочисленным репликам, брошенным после убийства Валиуллы Якупова и покушения на Илдуса Файзова в Казани, а также после убийства шейха Саида-афанди Чиркейского, по крайней мере у части государственного аппарата и политической элиты такой уверенности нет. Даже если считать лишь версией то соображение, что муфтий и заместитель муфтия Татарстана стали целью террористов из-за своих попыток вывести исламскую общину региона из-под салафитского влияния, как она вообще могла попасть под это влияние? На днях председатель Совета муфтиев Равиль Гайнутдин так сказал телеканалу «Россия-24» об убийстве Якупова и покушении на Файзова: «К сожалению, в течение последних двух лет в республике было очень много недовольных действиями нынешнего руководства Духовного управления мусульман. Были со стороны Духовного управления допущены серьезны

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (818) 10 сентября 2012
    Электромобили
    Содержание:
    Электроскептики и электрооптимисты

    Электромобили бесшумны, хорошо ускоряются и непривычно комфортно проходят повороты. Однако они быстро расходуют энергию, а их интегральная экономичность и экологичность преувеличены. Поэтому будущее не за ними, а за гибридами

    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама