Его слишком много

Русский бизнес
Уголь
«Эксперт» №41 (823) 15 октября 2012
Цены на энергетические угли снизились до минимального за последние два года уровня — это следствие ввода в строй новых добывающих мощностей в Австралии и Индонезии и бурного роста добычи сланцевого газа в США. Несмотря на это, российские компании сохранят свою долю присутствия на мировом рынке, по крайней мере в ближайшее время
Его слишком много

Уголь — один из популярнейших объектов мировой экспортно-импортной торговли последних пяти-десяти лет. И здесь, как и на многих других сырьевых рынках, доминируют крупные транснациональные майнинговые и трейдинговые компании вроде Xstrata, Anglo American и BHP Billiton. Однако серьезную конкуренцию им смогли составить российские компании, в частности СУЭК и «Кузбассразрезуголь» (см. таблицу 1), которые достаточно быстро в разы нарастили объемы экспортных поставок, выведя страну на третье место в мире по этому показателю (см. таблицу 2), что дало ежегодный приток нескольких десятков миллиардов долларов. В общем, уголь превратился в один из главных экспортных товаров России наряду с нефтью и газом, сталью, лесом и минеральными удобрениями.

Но незыблемы ли позиции наших компаний? Ведь известно, что их успеху немало способствовал бурный рост цен на уголь, случившийся в 2007–2010 годах. Последние полгода цены быстро падают (см. график 1). Означает ли это резкое усиление конкуренции между основными игроками или же это следствие конкуренции между углем и сланцевым газом? И смогут ли российские компании отстоять свои рыночные позиции в новых условиях?

Разделение труда в действии

Цены на уголь десятилетиями не испытывали значительных колебаний, поскольку формировались в рамках долгосрочных контрактов между крупнейшими производителями и потребителями. До 1960-х мировая торговля энергетическим углем концентрировалась в Европе, в том числе в странах СЭВ. Отдельными крупными, но замкнутыми рынками выступали США с Канадой и Китай, ведущие добычу для собственных нужд. Первые значимые межконтинентальные угольные маршруты возникли в ходе бурного экономического роста сначала Японии, а потом Южной Кореи и Тайваня, которые начали закупать крупные партии в Северной Америке, Австралии и ЮАР. После мирового энергетического кризиса в 1973 году закупки начали расти и в странах будущего ЕС. К началу 1990-х за счет сокращения собственной добычи и перехода на импорт Западная Европа становится крупнейшим региональным импортером. И с этого момента торговля энергетическими углями быстро интернационализируется. С 1991 года и по сей день торговый оборот вырос в 2,5 раза, а объемы морских перевозок угля — в 4,3 раза. Если не учитывать ситуацию в Китае и Индии, то более четверти всего добываемого в мире энергетического угля экспортируется, при этом почти все построенные шахты и разрезы работают на экспорт.

Итак, спрос на уголь предъявляли промышленно развитые страны, которые либо сознательно сворачивают собственную добычу, либо не имеют возможности ее расширять. Удовлетворять его взялись, естественно, те страны, которые имели крупные и легко извлекаемые запасы этого топлива. Еще в 1970-е первым крупным экспортером углей стала Австралия, в течение десятилетий планомерно расширявшая добычу. Но в последнее десятилетие экспортная монополия Австралии сошла на нет. Бум спроса на уголь привел к формированию новых мировых центров угледобычи — в первую очередь в Индонезии и Колумбии. Созд