Дом, который построил Куинн

Культура
Искусство
«Эксперт» №42 (824) 22 октября 2012
Беспрецедентная выставка работ британского художника и скульптора Марка Куинна впервые открывается в столичном Мультимедиа Арт Музее
Дом, который построил Куинн

Участникам группы Young British Artists («Молодые британские художники»), к которым принадлежит и Марк Куинн, сейчас между 45 и 50. Работы многих из них давно обосновались в музейных и частных коллекциях по всему миру, а их имена, справедливости ради, должны попасть в учебники пиара и маркетинга.

На арт-сцене они появились четверть века назад, быстро завоевав репутацию новаторов и провокаторов. Точкой отсчета стала выставка Freeze 1988 года, собранная тогда еще безвестным Дэмиеном Херстом из работ талантливых студентов художественного колледжа Голдсмит, а также из своих собственных. Их заметил рекламщик и галерист Чарльз Саатчи, который привлек студентов других колледжей, придумал группе название и к концу 1990-х годов превратил Young British Artists в настоящий бренд. Впрочем, в карьере самого Саатчи «Молодые художники» сыграли не менее важную роль. К моменту их встречи он был коллекционером со стажем (в 1970-е начал собирать современных американцев — Уорхола, Серра и других), опытным пиарщиком (его рекламное агентство до сих пор одно из крупнейших в мире) и начинающим галеристом. Успех YBA стал поистине оглушительным, когда под их напором сдался последний оплот британского художественного консерватизма — Королевская академия художеств, где в 1997 году открылась выставка «Sensation» (в переводе с английского — и «сенсация», и «восприятие, чувственный опыт» — и то и другое для них одинаково важно), показавшая более сотни работ из коллекции Саатчи. В следующие три года шоу гастролировало в Берлине и Нью-Йорке, где тоже наделало много шума. В экспозиции была и знаменитая тигровая акула в формальдегиде Херста («Физическая невозможность смерти в сознании живущего»), и инсталляция Трейси Эмин «Все, с кем я спала» — синяя палатка с вышитыми внутри именами ее любовников, и портрет серийной убийцы детей Миры Хиндли, созданный художником Маркусом Харви из отпечатков детских ладошек. На этой же выставке и Марк Куинн впервые показал скульптурный автопортрет «Я», созданный из собственной замороженной крови. В 2005 году Саатчи продал большую часть своей коллекции YBA с немалой выгодой (акула Херста, купленная за 50 тыс. фунтов, ушла за 7 млн, а 13 тыс., вложенные в одну из работ Марка Куинна, превратились в полтора миллиона) и занялся поиском новых имен. Но большая сольная карьера повзрослевшим «молодым» и, безусловно, талантливым была обеспечена.

В отличие от остальных участников YBA Марк Куинн не профессиональный художник — в Кембридже он изучал историю искусств, а уроки скульптуры получил, ассистируя знаменитому Барри Фланагану. Диплом искусствоведа объясняет и любовь Куинна к древней скульптуре (в юности он часами пропадал в Британском музее, а сейчас древние статуи, в том числе Будда, изваянный две тысячи лет назад, стоят в его мастерской, служа источником вдохновения), и готовность теоретически обосновать свои работы. Его искусство находится на грани натурализма и китча. «Отправной точкой для художника становится реальный мир, который он затем превращае