Приватизация ремонта

Русский бизнес
Железнодорожный транспорт
«Эксперт» №42 (824) 22 октября 2012
В борьбе за крупнейшее в стране локомотиворемонтное подразделение РЖД сойдутся два ведущих российских производителя локомотивов — Трансмашхолдинг и группа «Синара». Победитель станет ключевым поставщиком тягового состава для монополии
Приватизация ремонта

На следующей неделе, 1 ноября, будет продан контрольный пакет акций компании «Желдорреммаш». За малоизвестным названием скрывается крупная структура с годовым оборотом более 1 млрд долларов. Это фактический монополист в капитальном и заводском ремонте локомотивов всех типов в России, объединяющий десять заводов, разбросанных по всей стране, и инжиниринговый центр в Ярославле. Поскольку почти весь отечественный локомотивный парк сосредоточен на балансе РЖД, монополия — ключевой клиент «Желдорреммаша» (но не единственный: в 2011 году 5–10% заказов на капитальный ремонт локомотивов обеспечили сторонние структуры вроде Улан-Баторской железной дороги), и это первый явный недостаток продаваемого актива. Второй его недостаток — невысокая, около 5,5 млн долларов, годовая прибыль. Тем не менее борьба на аукционе обещает быть жесткой: интерес к активу проявили ключевые локомотивостроительные компании.

Вагоны налево, локомотивы направо

В ходе длящейся уже много лет реформы РЖД владение вагонным парком было либерализовано. На железной дороге появились частные операторские компании, а сам вагонный парк РЖД был разделен между уже проданной в частные руки Первой грузовой компанией и ждущей приватизации Второй грузовой компанией. В результате у РЖД отпала нужда в формировании единого вагоноремонтного холдинга, и вагоноремонтные заводы стали продаваться единичными лотами заинтересованным компаниям, так или иначе связанным с железнодорожными перевозками. Компании, ориентированные на грузовые перевозки, бодро скупали заводы по ремонту полувагонов и цистерн. В собственности РЖД остались в основном предприятия, занимающиеся ремонтом пассажирских вагонов и электричек.

Принципиально иначе развивалась ситуации с локомотивами. РЖД продолжают настаивать на сохранении за собой статуса гарантированного перевозчика, с допуском отдельных частных компаний на рынок локомотивной тяги только к 2015 году. РЖД принадлежит сейчас 9861 электровоз и 10 126 тепловозов, это почти 100% всего магистрального тягового состава, или 65,5% всего инвентарного парка локомотивов в России (остальные 34,5% приходятся в основном на маневровые локомотивы, состоящие на балансе промышленных предприятий). Случаев, когда магистральными локомотивами владеют частные компании, не много, но они есть. Например, собственная тяговая сила есть у грузовых нефтеперевозочных операторов, таких как «Трансойл» и «Балттрансервис» — им принадлежит семь десятков локомотивов. По идее, монополии стоило бы оставить у себя не только локомотивный парк, но и ремонтные локомотивные депо. Действительно, даже в сравнении с вагонами тяговый парк РЖД оказывается более изношенным (см. график 1). По данным Института проблем естественных монополий, на конец 2011 года износ локомотивного парка Российских железных дорог составил порядка 74,8%, причем степень износа грузовых тепловозов достигла 84%. При этом, как говорит заместитель генерального директора ИПЕМ Олег Трудов, «потребность в ремонте локомотивов у Российских железных дорог се

Большая распродажа

онцепция реформы Российских железных дорог предполагала, что основную часть заводов и промышленных активов, работающих на нужды железнодорожной отрасли, следует полностью или частично продать профильным инвесторам. РЖД получили в наследство от Министерства путей сообщения целый ряд крупных промпредприятий, который условно можно разделить на четыре группы (см. таблицу).

Во-первых, это транспортные компании, на балансе которых состоит основной вагонный парк страны.

Во-вторых, это локомотиво- и вагоноремонтные заводы.

В-третьих, это заводы, ориентированные на производство отдельных комплектующих и оборудования для железнодорожного транспорта.

В-четвертых, это производители строительных материалов и конструкций, в первую очередь щебеночные заводы (важный элемент строительства железнодорожной насыпи), изготовители шпал.

К 2011 году в целом завершилось выделение в новые дочерние структуры всех типов предприятий. Крупнейшим проданным активом до сих пор остается Первая грузовая компания, за 75% минус две акции которой было выручено 125,5 млрд рублей.

Началась и приватизация чисто производственных активов. Например, канадская Bombardier приобрела 50% минус одна акция производителя электротехнического оборудования «Элтеза». Были проданы вагоноремонтные заводы в Рославле и Барнауле. В планах РЖД на 2012–2013 годы — продажа 75% минус две акции Первой нерудной компании, одного из крупнейших в России производителей щебня, и 50% минус две акции производителя железобетонных шпал «Бетэлтранс», а также Новосибирского стрелочного завода и нескольких крупных вагоноремонтных предприятий.

К 2014 году РЖД должны лишиться практически всех основных производственных и транспортных предприятий.