Стив Джобс: создатель будущего

Книги
«Эксперт» №42 (824) 22 октября 2012
Маc — это не техническое решение, а мировоззренческое. Решение про образ жизни
Стив Джобс: создатель будущего

Раньше полагали, что история вершится победами полководцев и велениями королей, и историки описывали деяния монархов. Сейчас другое время и концепция истории иная: она определяется открытиями ученых и решениями бизнесменов. Куда технологии вместе с бизнесом намечают трассу, туда потом медленно течет история человечества — тормозит, закручивается водоворотами бессмысленных случайностей и неудач, но в целом неумолимо следует проложенному технологиями руслу. Потому Стив Джобс — тот самый король современности, решения которого определяют, куда движется социальная реальность.

В этой подробной биографии Джобса изложение подчеркнуто беспристрастное, кажется даже, что автору совсем не нравится его герой, он его раздражает. Но и восхищение вызывает. И читатель может отслеживать любую из интересующих биографических линий. Тут и становление бизнесмена, и карьера изобретателя, и личный рост.

Джобс с молодых лет был аскетичен, увлекался дзен-буддизмом, йогой и наркотиками, вел духовные поиски просветления. И тут же замечательная деталь, позволяющая судить о духовном диапазоне Джобса. Первые Apple продавались в магазине за 666 долларов 66 центов. Джобс не знал о значении этого числа у Иоанна Богослова, просто нравилось повторение цифр. Тогда на экраны вышел фильм «Омен», и многие покупатели жаловались, не хотели платить именно такую сумму.

А вот вопрос совсем иного масштаба: каковы корни современности? Ответ достаточно неожиданный: к появлению отрасли персональных компьютеров привела культура левых бунтарей-неформалов из Сан-Франциско, основанная на любви к року и наркотикам. Двадцать первый век придуман хиппи с Западного побережья, которые ходили в сандалиях и курили траву.

Почему так случилось? Может быть, мир слишком иерархичен, общества Штатов, Европы и Японии не поощряют инакомыслия и свободы, и потому только контркультуры могут привносить новое. Хиппи сумели взглянуть на мир иначе, произошло слияние программистов и контр­культуры. Так?

Ответ на этот вопрос ищут многие, и с очень серьезными намерениями: хочется ведь создать под боком Кремниевую долину и выжать из песка доллары. Роберт Флорида изобрел методики, измеряющие индекс креативности страны или города. Оказалось, что Кремниевые долины возникают, когда в каком-то месте сочетаются люди с деньгами и интеллектуалы с идеями и свободным образом жизни.

А что же привлекает интеллектуалов кроме приличных денег за работу? Прежде всего — сочетание спокойствия и открытости. Мешает замкнутая социальная среда, плотная и душная. Кроме того, нужна толерантность и сочетание разно­образных культур, развитая ночная жизнь, причем с возможностью безалкогольного досуга. Креативщикам не хватает времени, у них ненормированный день — они должны получать услуги, когда им удобно, хоть в три ночи, хоть в девять утра. Это мир слабых социальных связей. Им не нравятся плотные социальные среды, им не нужны компании соседей, давних коллег и родственников. В таких условиях контркультура приносит деньги.

Что же изобрел Стив Джобс? В