Джаспер во тьме

Книги
Зарубежная проза
«Эксперт» №44 (826) 5 ноября 2012
Джаспер во тьме

Главная тема Алессандро Барикко — невстреча. Двое, мужчина и женщина, идеально подходят друг другу, но обстоятельства и, главное, неповторимые особенности личности никак не дают им совпасть во времени и пространстве. Другая тема — умение выдумывать экстравагантных персонажей и заставлять читателя поверить в невероятные коллизии: пианист, родившийся и проживший жизнь на океанском лайнере; автомеханик, пятьдесят лет искавший случай объясниться с русской дамой; заочно влюбившийся в китаянку торговец шелковичными червями… И наконец, третья особенность автора — космополитизм или, скорее, панъевропейскость: персонажи Барикко не только итальянцы, но и французы и англичане. Ну и, конечно, особая, неповторимая интонация автора, та приглушенная, чисто европейская меланхолия, что и делает его прихотливые анекдоты литературой. В «Мистере Гвине» все особенности таланта Барикко выражены в полной мере. Главный герой небольшого изящного романа — успешный писатель, который не может больше сочинять книги. В поисках нового занятия он останавливается на ремесле портретиста. Джаспер Гвин нанимает мастерскую, в мельчайших подробностях продумывает интерьер, заказывает композитору особое «звуковое сопровождение» и начинает писать портреты. Глагол «писать» здесь как нельзя более уместен: бывший литератор продолжает работать словами. В течение месяца он всматривается в свою модель (требуя, чтобы та была обнажена), а потом сочиняет некий текст на три-пять страниц, отпечатывает его в одном экземпляре и вручает через преданную секретаршу Ребекку, единственную помощницу в этом необычном деле, заказчику — за пятнадцать, а то и за восемнадцать тысяч фунтов. Невероятно? Но Барикко веришь и восхищаешься. Причем за сумму существенно меньшую, чем платили заказчики мистера Гвина.

Барикко Алессандро. Мистер Гвин / Пер. с ит. А. Миролюбовой. — СПб.: Азбука, 2012. — 256 с. Тираж 10 000 экз.