Приключения картины

Культура
«Эксперт» №44 (826) 5 ноября 2012
Приключения картины

Государственный центр современного искусства в последнее время полюбил исследовать метаморфозы жанров. Точнее, привязывать эту нехитрую схему — «что было, что стало» — к привозным выставкам. В сентябре здесь показывали, как изменился портрет от старых мастеров до современных авторов на примере коллекции Музея изящных искусств Нанта. Теперь же рассматривают, что сделали немецкие художники с картиной за последние 60 лет. Выставка «Реальность живописи. Картина в искусстве Германии, 1950–2010» представляет около 40 работ из собрания Художественного музея Бонна и проходит в рамках Года Германии в России. Большинство работ по технике исполнения и правда вполне традиционны, хотя совсем удержаться от инсталляций и смешения медиа кураторы все же не смогли, да это и правильно — понятие о картине как способе художественного отражения реальности за тот период, что заявлен в названии выставки, сильно изменилось.

Художественный музей Бонна основан в 1947 году. Два года спустя Бонн стал столицей западной части разделенной Германии, так что новый музей логичным образом аккумулировал в своей коллекции главные национальные достижения в области послевоенного искусства. В Москве они представлены пунктиром, но все, кто так или иначе повлиял на общий ход развития искусства, здесь есть. Вилли Баумайстер и Эрнст Вильгельм Най с абстрактными полотнами. Оба, разумеется, при нацистах были внесены в списки «дегенеративного искусства», что не помешало Баумайстеру войти в число первых серьезных теоретиков европейского абстракционизма. Зигмар Польке, классик постмодернизма, остроумно скрестивший поп-арт с дадаизмом, любитель поиграть с узнаваемыми цитатами из искусства прошлого, кино и масс-медиа (его «Лиловая модель» — эффектнейший экспонат выставки). Работавший с ним в самом начале своей карьеры Герхард Рихтер, один из немногих ныне живущих художников, для которых само понятие картины не утратило своего значения, — его техника сравнима по качеству (но не по стилю) с работами старых мастеров. Экспрессивный Георг Базелиц, один из основателей течения «новых диких», и умерший совсем молодым ученик Йозефа Бойса Блинки Палермо. А из следующего поколения — фотограф Андреас Гурски и Вильгельм Мундт, чьи обтекаемые скульптурные формы напоминают Жана Арпа. Пожалуй, у выставки только один недостаток: хорошо, но мало. Немецкая школа достойна большего.