КамАЗ для Европы

Спецвыпуск / Инвестиции за рубежом КамАЗ решил завоевать Западную Европу, обосновавшись в Литве
Фото: РИА Новости

Первый шаг в Литву российский автопром сделал в 2000 году, когда в городке Рокишкис на территории завода по производству сельхозтехники ГАЗ запустил первую сборочную линию по производству легких коммерческих грузовичков — «Газелей» (ГАЗ-3302, ГАЗ-33023, ГАЗ-2705 и ГАЗ-2705 комби) и «Валдаев». Названо оно было Rokiskio Autogamykla (RA). В 2004 году, с вступлением Литвы в ЕС, предприятие автоматически оказалось в «общем рынке».

И вот спустя 11 лет о своих европейских планах объявил КамАЗ. В начале июня нынешнего года генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин посетил Вильнюс, где встретился с премьер-министром Андрюсом Кубилюсом. Уже к концу года здесь должно появиться сборочное предприятие, которое будет выпускать грузовики, соответствующие норме экологической безопасности «Евро-5» и предназначенные исключительно для Европы.

Оператором проекта в Литве стало ЗАО Autobagi — дистрибутор КамАЗа в Балтии. Его возглавил Гедрюс Диктанас, прежде руководивший торговым представительством ГАЗа Automasinu Verslo Centras (AVC). Он рассказал, что идея пригласить КамАЗ в Литву возникла у него года четыре назад. Став продавцом КамАЗов в Европу, он сразу же начал агитировать руководство компании создать в Литве свое сборочное предприятие.

Диктанас приводил такие резоны. Во-первых, чтобы вывезти машины на продажу в Европу, приходится платить 22-процентную пошлину, в то время как по частям ввозить их можно бесплатно. Учитывая, что камазовские тягачи недешевы и стоят от 70 до 180 тыс. долларов, это большая экономия. Во-вторых, чтобы обеспечить конкурентоспособность, нужны двигатели западного производства, получить которые в Литве легче, чем в России. Все это повышает шансы обеспечить приемлемую себестоимость производства, конкурентную для западных рынков: как минимум на 20% ниже.

Да и опыт работы с ГАЗом оказался успешным и поучительным. Скооперировавшись с Польшей, которая поставляет турбодизели Andoria для ГАЗа, рокишкисский завод обрел в этой стране и основной рынок, обеспечивший быстрый рост (в 2000 году — 20 машин, в 2002-м — около 400, а в 2004-м — уже свыше 2 тыс.).

Рассматривается возможность сборки в Литве около 10 моделей грузовиков для карьерных работ, лесовозов, мусоровозов и т. п. Они будут оснащены американскими двигателями Cummins ISB6.7E5300 британской сборки. Десять машин с такими силовыми установками еще весной были изготовлены в научно-техническом центре КамАЗа и успешно прошли сертификацию на ввоз в ЕС. Так что юридически путь в Европу уже открыт. Впрочем, в основном продаваться машины будут на тех рынках, где их знают: в Польше, Румынии, Болгарии, возможно, в Чехии и Словакии. Что касается Литвы и Балтии в целом, то здешний спрос очень слабый. Прибалтийские водители уже успели привыкнуть к западным машинам. Да и непроходимых дорог здесь почти не осталось.

В планах КамАЗа в течение первого года выпустить 80 машин, потом — 350, а на третий год выйти на тысячу. Пока не решен вопрос, где будет размещено производство. Рассматриваются два варианта — Ви