Биржа защитит инвесторов

Частные инвестиции
Инфраструктура
«Эксперт» №47 (829) 26 ноября 2012
Московская биржа предлагает компаниям добровольно повысить качество корпоративного управления. Взамен они должны получить премию к котировкам, а биржа — приток инвесторов
Биржа защитит инвесторов

Отечественный фондовый рынок продолжает сдавать позиции: если до кризиса на Лондонскую биржу приходилось 25–30% торгов акциями российских эмитентов, то теперь, по самым скромным оценкам, — 50%. При этом эмитенты все чаще размещают бумаги в Лондоне (Нью-Йорке или Гонконге) и все реже в Москве. Причин тому много. Компании пеняют на «низкий», то есть депрессивный, российский рынок и опасаются, что он не сможет «справедливо» оценить их акции. Так, в кулуарах IX Федерального инвестиционного форума зампредправления Сбербанка Белла Златкис сказала журналистам, что по многим причинам ADR для Сбербанка пока приоритет. Инвесторы, в свою очередь, жалуются на то, что эмитенты не соблюдают их права. Крайней остается Московская биржа, чей бизнес начал стагнировать: обороты торгов по акциям падают, новые эмитенты единичны и все больше из третьего эшелона. Но эта проблема не нова. С такими же сложностями столкнулся бразильский рынок Bovespa — и смог их преодолеть.

Что получилось в Бразилии

В начале 2000-х бразильские компании предпочитали проводить свои IPO в Нью-Йорке, а Bovespa была маленькой региональной площадкой. Местные участники торгов жаловались на слабую судебную систему, непрозрачность эмитентов и небольшое влияние миноритарных акционеров на принятие решений.

В 2000 году Bovespa создала систему премиальных сегментов листинга Novo Mercado по аналогии с лондонским сегментом Premium и немецким Neuer Market. Суть была в следующем: чтобы попасть в премиальный список, эмитенты брали на себя дополнительные обязательства. Они обещали, что в их наблюдательном совете будет несколько независимых директоров, что в случае делистинга (ухода с биржи) выставят акционерам оферту и что будут раскрывать информацию о себе и на португальском, и на английском языках. В ответ же рынок оценивал такие предприятия с премией по сравнению с остальными.

Компании посчитали это предложение выгодным. Уже к 2012 году на премиальный листинг согласилось более 120 компаний, на которые теперь приходится до 65% капитализации бразильского рынка, более 70% новых IPO и 80% объема торгов. Успехи впечатляющие. Их решили повторить и на Московской бирже. Сейчас там активно прорабатывается вопрос о запуске «Нового рынка».

Крепкие середняки

«Новый рынок» — это аналогичный бразильскому премиальный сегмент листинга. Чтобы получить его, компании должны будут взять на себя повышенные обязательства по корпоративному управлению и информационной прозрачности. Как рассказала «Эксперту» заместитель директора департамента первичного рынка Московской биржи Оксана Деришева, требования ориентированы на дополнительную защиту прав инвесторов и нивелирование недостатков российского законодательства, а также на повышение информационной прозрачности. Не секрет, что сегодня российские эмитенты стараются всячески обойти закон, чтобы сэкономить на офертах, и уходят с биржи, нимало не заботясь об интересах мелких акционеров (самые яркие примеры — «Силовые машины» и «Седьмой континент»).

Так, для компаний с «Нового рынка