Из Союза со смехом

Культура
Saatchi Gallery

Знаменитый рекламщик, пиарщик и влиятельный галерист Чарльз Саатчи отдал залы своей лондонской галереи русскому искусству — от признанных классиками нонконформистов до молодых художников. На трех этажах Saatchi Gallery открылись сразу две экспозиции.

На масштабной выставке «Веселье — главная особенность Советского Союза» представлены работы из собственной коллекции Саатчи. Русских художников он начал покупать в 2009 году, после того как в одной лондонской галерее увидел сложносочиненную инсталляцию Гоши Острецова. Следом в собрании появились скульптуры Ирины Кориной, знаменитая фотографическая серия Бориса Михайлова «История болезни» с портретами бомжей его родного Харькова, работы Людмилы Константиновой, Валерия Кошлякова, Анны Паркиной, Романа Савченко и других — всего 18 имен. Странное на первый взгляд название экспозиции возникло как парафраз знаменитой фразы Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее», произнесенной вождем в 1935 году во время выступления перед стахановцами, и одновременно как главный объединяющий фактор. Многие участники выставки учатся, живут и работают по всему миру, но все они родились на территории бывшего СССР.

Впрочем, выставка — это не рефлексия на социально-политические темы, а определенный срез оригинальных идей, возникших у художников с общим прошлым. А если вспомнить, как ловко галерист раскрутил «молодых британских художников» с Херстом и Куинном во главе, разглядев будущих звезд в студентах, то еще и повод задуматься отечественным коллекционерам.

Вторая выставка, «Из-подо льда: неофициальное искусство в Москве в 1960–80-е годы», показывает искусство более раннего периода, собранное бизнесменом и основателем благотворительного фонда Игорем Цукановым. Tsukanov Family Foundation, расположенный в Лондоне, поддерживает британские и российские проекты в области культуры, искусства и образования. В коллекции присутствуют все основные имена и художественные направления: московский концептуализм в лице Булатова, Васильева и Кабакова, лианозовцы Рабин, Мастеркова и Немухин, метафизические натюрморты Вейсберга и Краснопевцева, соц-арт Сокова и Комара с Меламидом, абстракции Инфанте и Рухина. Вместе получается достойная панорама развития художественной мысли за последние полвека, которую и на родине-то пока только начинают осмыслять.