Нестрашный обрыв

Экономика и финансы
США
«Эксперт» №47 (829) 26 ноября 2012
Автоматического ужесточения бюджетной политики в США с нового года, вероятнее всего, в полном объеме не произойдет. Не так остра, как часто считается, и проблема американского госдолга. Последние три года он обслуживается по отрицательным реальным ставкам, что дает дополнительный доход бюджету и позволяет экономить на налогах
Нестрашный обрыв

Одним из хитов предвыборных дебатов в Америке стала дискуссия о так называемом финансовом обрыве — резком и притом автоматическом ужесточении бюджетной политики, ожидающем США 1 января будущего года. Эта опция была заложена в многострадальный закон о бюджетном контроле, подписанный президентом Бараком Обамой 2 августа прошлого года, за 12 часов до наступления технического дефолта по госдолгу. Утверждаемый каждый год законодательно потолок госдолга в прошлом году был достигнут еще в мае, и дальнейшее финансирование расходов бюджета федерального правительства без новых заимствований становилось невозможным. Все лето 2011-го администрация Обамы вела жесткие дискуссии в Конгрессе с республиканским большинством по вопросу сокращения бюджетного дефицита. В результате был достигнут компромисс: предел государственного долга был поднят, но с условием автоматического урезания раздутых за время кризиса бюджетных расходов спустя полтора года, если новые решения по бюджету не будут приняты. Напомним, что именно этот шаг, по сути откладывающий решение непростых бюджетных проблем на потом, стоил Америке высшего кредитного рейтинга агентства S&P. Но и спустя год с лишним договороспособность различных лагерей властной элиты США нисколько не повысилась.

Саму хлесткую метафору fiscal cliff — ее можно еще перевести как «финансовый утес», «скала» — вбросил в феврале нынешнего года глава ФРС Бен Бернанке в одном из своих выступлений перед Конгрессом о состоянии экономики США. Для части «обрыва», связанного с прекращением действия налогового урезания (tax cut), введенного при президенте Джордже Буше, придумали также название «таксмагеддон».

Под нож

Итак, новый год Америка встретит с выросшей на 1,3% ВВП налоговой нагрузкой — такова цена прекращения действия налоговых урезаний 2001-го и 2003-го годов и льгот 2009-го (в конце 2010-го они были продлены на два года), значительно снизивших ставки подоходного налога для американских налогоплательщиков любого достатка. Возвращение к уровню 2000 года ставок альтернативного минимального налога (это более плоская и низкая налоговая шкала, с неиндексируемым в меру инфляции, в отличие от регулярных налогов, нижним порогом облагаемого дохода) добавит к ней еще 0,9% ВВП.

С учетом ряда других мер, в том числе сокращения расходной части бюджета, результирующее суммарное сокращение дефицита оценивается в 4,2% ВВП. Это примерно половина или чуть больше дефицита 2011-го и 2012-го финансовых годов.

По расчетам CBO (Congressional Budget Office, бюджетное управление Конгресса), если все изменения в действующем налоговом и бюджетном законодательстве, срок действия которых заканчивается 1 января, вступят в силу (это так называемый базовый вариант прогноза, в терминах CBO), дефицит бюджета будет сокращаться почти с 1,1 трлн долларов в 2012-м финансовом году (7% ВВП) до 200 млрд в 2022-м (0,9% ВВП). В этом случае федеральный госдолг «на руках» (то есть без учета «внутриправительственной» части, которую минфин США через размещение спецвыпуск