О страусином бюджете

Разное
«Эксперт» №47 (829) 26 ноября 2012
О страусином бюджете

За те три года, что рассматриваются в нынешнем бюджетном процессе, то есть в 2013–2015 годах, дефицит бюджета регионов вырастет в шесть с лишним раз — так заявил замминистра экономического развития Клепач. За следующие три года дефицит вырастет ещё вшестеро и в 2018 году приблизится к вполне уже существенным двум триллионам рублей. Разговор шёл на семинаре руководителей законодательных органов субъектов РФ, то есть среди людей, остро заинтересованных в предмете, но г-н Клепач не нашёл для них утешения, кроме: «Моё частное мнение — придётся вводить новые налоги, как бы это ни было неприятно. Это может быть тот же налог с оборота или ещё что-то. Либо придётся отложить решение многих задач». Поскольку ожидаемый рост дефицита в регионах «во многом будет связан с необходимостью увеличивать заработные платы учителям и врачам», понятно, решению каких задач светит первоочередной секвестр. Дело, конечно, не только в них, но очень уж их судьба показательна.

Чтобы сокращение федеральных ассигнований на здравоохранение и образование не слишком явно контрастировало с мантрами о социальной направленности бюджета, применён нехитрый трюк. Нам говорят, что падает только федеральная составляющая, общая же сумма — растёт. В здравоохранении имеют в виду растущие средства страховой медицины, в образовании — средства из бюджетов низшего уровня и личные средства граждан. Количественно — эти речи безответственны. Никто не может сказать, сколько граждане будут тратить на образование через три-пять лет — тем более что границы платности-бесплатности в этой сфере быстро меняются. Когда чиновники Минобра в госпрограмме «Развитие образования» называют суммы, направляемые на эту благую цель в 2015 году, с десятью, а в 2020 году — с семью значащими цифрами, они всего лишь демонстрируют свой уровень адекватности. (Другое дело, что на третьем десятилетии безостановочных образовательных реформ уже очень мало людей понимают, что семь значащих цифр в таком контексте автоматически означают невежество и/или лживость). Качественно — эти речи недопустимы. Такой трюк означает быстрое сворачивание высокотехнологичной медицины и медицинской науки, а в образовании — обвальную деградацию школ. В 2018 году предвидимый МЭР дефицит региональных бюджетов будет втрое больше всей суммы обещанных Минобром расходов на «Развитие образования» — вот и думайте, как оно будет развиваться.

Жизнь-то у регионов будет всё менее весёлой. Радикальный перевод расходных мандатов по здравоохранению и образованию с федерального уровня на региональный не единственная их болячка. Есть ещё и безостановочный процесс «выпадения доходов» субъектов РФ: федеральный центр забирает себе всё большую долю общего пирога. На этой же неделе спикер Совфеда Матвиенко пригрозила, что «если Минфин не даст нам гарантий того, что по федеральным законам, которые привели к выпадающим доходам субъектов федерации, будет компенсация этих доходов, это будет влиять на позицию сенаторов при рассмотрении федерального бюджета». Понятно, что бун