Взялись за старое

Русский бизнес
«Эксперт» №47 (829) 26 ноября 2012

В Липецке на территории особой экономической зоны планируется построить новый вагоностроительный завод, который будет, по-видимому, выпускать устаревшие модели вагонов.

Речь идет об СП с американской фирмой Albert Kahn Inc., которая должна будет владеть 51% предприятия. Российские партнеры не называются, указывается лишь их близость к АФК «Система», хотя в этой компании свое участие в липецком проекте «Эксперту» не подтвердили.

Инвестиции предполагаются в объеме 14 млрд рублей, что должно позволить новому заводу выпускать до 12 тыс. вагонов разных типов ежегодно. С такими объемами производства Липецкий вагоностроительный завод, кстати, становится одним из крупнейших в стране.

Albert Kahn — известная на рынке компания, работающая в области проектирования и строительства промпроизводств более сотни лет, успела отметиться и в нашей стране. При ее участии были спроектированы и построены в СССР несколько сотен промышленных предприятий в годы индустриализации. Среди них такие гиганты, как тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске и Харькове, автомобильные заводы в Нижнем Новгороде (ГАЗ) и Москве (АЗЛК). Есть у компании опыт работы и с вагоностроителями. Например, в 2007 году она спроектировала крупнейшее в Северной Америке вагоностроительное предприятие для National Alabama Corporation.

В липецком проекте перед Albert Kahn и ее российскими партнерами, кем бы они ни были, встанет вопрос сбыта продукции.

Ведь в России уже преодолен пик спроса на вагоны, так что снижаются и цена покупки, и расценки на аренду (см. график). Ситуацию для вагоностроителей может спасти разве что разворачиваемая модернизация парка вагонов. Но инвесторы пока ничего не говорят о своих планах по производству современных моделей. Скорее всего, производиться будет лишь устаревшая продукция. Косвенно на это указывают и скромные инвестиции: скажем, успешно реализованный проект создания в Тихвине предприятия по выпуску вагонов нового поколения — ТВСЗ — с сопоставимым объемом производства (13 тыс. вагонов в год) обошелся инвестору, Группе ИСТ, в 30 млрд рублей, то есть более чем вдвое дороже. И это при том, что работы велись на уже существовавшей площадке, а не в чистом поле, как планируется в Липецке.