Заложница федерализма

Общество
Образование
«Эксперт» №47 (829) 26 ноября 2012
Система образования в ФРГ более двадцати лет находится в процессе обновления. Каждая партия понимает его по-своему, каждая федеральная земля защищает свои интересы. В результате всех усилий качество школьного образования падает
Заложница федерализма

«Астрид — гимназистка, отличница. Но боюсь, в новой школе ей придется остаться на второй год», — Стефан, отец семейства, грустно вздыхает. Преподаватель вуза — один из многотысячной армии служащих, меняющих место жительства в связи со сменой работы. На этот раз его путь лежит с севера на юг страны, из Бремена в Баварию. «А младший, Бьорн... — продолжает переживать Стефан, — он получил рекомендацию в гимназию, но здесь, в Бремене. Баварцы могут ее не признать. Ах, сколько проблем со школой!»

Проблем в системе народного образования нынешней Германии действительно хватает. И главная — федерализм. «Шестнадцать федеральных земель — шестнадцать школьных систем» — этот популярный слоган отражает реальную ситуацию, которую одни считают манифестацией культурного многообразия, другие — политического эгоизма. В каждой федеральной земле свои министерства, порядки, свои — подчас очень амбициозные — представления о «правильной школьной политике», причем нередко кардинально меняющиеся вместе со сменой глав земельных правительств. Школьные тесты показывают, что разрыв в уровне знаний между учениками одного возраста в разных федеральных землях достигает года. Именно на такой срок отстает среднестатистический школьник из северного Бремена от своих ровесников в южной Баварии, если речь идет о математике или знании родного языка. Переезд родителей из «худшей» по уровню школ федеральной земли в «лучшую» может обернуться для детей вынужденным второгодничеством.

Федерализм немцы уважают. Различия федеральных земель коренятся в истории страны. Католические области юга и запада Германии всегда сдержанно относились к централистским амбициям протестантской Пруссии. Федерализм считается столпом современной немецкой демократии, более того, залогом как внешне-, так и внутриполитической стабильности Германии. Однако когда речь заходит о школах, родители, особенно те, чья работа связана с переездами, меняют мнение.

Школьный вопрос — больная тема, она затрагивает большинство граждан. В современной Германии с ее стремительно уменьшающимся средним классом и растущей пропастью между богатыми и бедными лишь незначительная часть родителей может обеспечить своим детям обучение в частных школах. Большинство детей учатся в государственных школах разного уровня. После окончания общей начальной школы детей в возрасте десяти лет распределяют по успеваемости в самые простые (основные) и реальные школы, а также в гимназии. Были школы, где дети учились вместе, но в разных классах. Сейчас появились совместные школы. Там после десятого класса наиболее успешные учатся еще два или три года, чтобы сдать на абитуру – сертификат зрелости, дающий право на высшее образование. Реформа школ, оптимизация учебного процесса — эта тема давно уже стала важнейшим предметом политического противостояния. Не исключено, что она прозвучит и в ходе предстоящей предвыборной борьбы за канцлерский пост.

Лидирует Бавария

В последние годы пришло осознание, что раздробленность школьной системы вредит не только уровню обр