Зимовка на пустом аэродроме

Международный бизнес
Москва, 26.11.2012
«Эксперт» №47 (829)
Избыточный авиапарк, а также рост цен на топливо и снижение деловой активности в Европе могут привести к банкротству сразу нескольких авиаперевозчиков

Фото: AP

Прибыльность авиапассажирской отрасли висит на волоске. Доходы не покрывают капитальные расходы», — представляя ежегодный доклад о состоянии авиационной отрасли, глава международной ассоциации авиатранспорта IATA Тони Тайлер и не пытался рисовать радужных перспектив. Отрасль авиаперевозок, прежде всего европейская, находится в длительном и глубоком кризисе. Общий убыток европейских авиакомпаний, по прогнозу IATA, составит в 2012 году 900 млн евро. Это почти на 100 млн больше, чем предполагалось еще в начале года. 2013 год тоже не будет прибыльным.

Список исчезнувших компаний

По подсчетам IATA, с 2009-го по 2013 год европейские авиакомпании покажут суммарный убыток в 3,4 млрд долларов. Новости европейских авиакомпаний читаются как страница некрологов в местной газете поселка пенсионеров. 20 января 2012 года прекратила полеты немецкая Cirrus Airlines. 3 февраля о банкротстве заявила венгерская Malev. 3 мая обанкротилась существовавшая с 1949 года датская Cimber Air. 22 мая за ней последовали шведские Сity Airline и Skyways (обе они находились в руках того же владельца, что и Cimber Air). 31 июля закончилось существование польской OLT Express.

Проблемы европейского рынка авиаперевозок на этом не закончились. В конце октября министерство финансов Сербии заявило о готовности обанкротить национального авиаперевозчика JAT. По словам министра финансов Младана Динкича, спасать компанию больше невозможно. На прошлой неделе стало известно о планах немецкой авиакомпании AirBerlin, второй по величине после Lufthansa, отказаться от программы поощрения часто летающих пассажиров и продажи подразделения, занимающегося начислением бонусных миль, — так компания надеется получить дополнительные средства.

Но самое главное, на прошлой неделе авиакомпания SAS, принадлежащая правительствам Дании, Норвегии и Швеции, еще раз подтвердила, что у нее серьезные проблемы. Компания, не показывавшая прибыли с 2007 года, собирается уволить 6 тыс. из 15 тыс. сотрудников, а оставшимся 9 тыс. сократить на 10% зарплату и на 15% повысить нормы выработки. Только так компания надеется избежать банкротства, которое кажется все более близким.

Постоянные новости о финансовых проблемах европейских авиакомпаний — естественное течение структурного кризиса отрасли, уверены эксперты. «Хотя отрасль авиаперевозок с точки зрения оборотов остается растущей, она не зарабатывает прибыли. Такая ситуация наблюдается уже несколько лет, но в последнее время она обострилась из-за экономического кризиса в Европе, а также из-за бюрократического регулирования, например из-за новых правил торговли сертификатами на выброс углекислого газа. В итоге отрасль хотя и показала за последний год рост числа пассажиров на 4–5 процентов, но страдает от структурных проблем и едва получает хоть какую-то прибыль», — сказал «Эксперту» аналитик Deutsche Bank Research Эрик Хайманн.

По его мнению, главной слабостью отрасли остаются избыточные мощности. «Авиаперевозки отличаются сильной сезонностью: в одни периоды пассажиры лет

Гигабайты прилетят с орбиты
Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска — спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ
Страну разверстали по-новому
Помимо восьми федеральных округов в России теперь будет двенадцать макрорегионов. Самой прогрессивной формой расселения признаны агломерации. А каждому субъекту федерации назначена перспективная специализация. «Эксперт» попытался найти крупицы здравого смысла в недавно утвержденной Стратегии пространственного развития
Хватит занимать
Ограничение кредитования 50% дохода семьи не поможет ни банкам, ни заемщикам. Куда логичнее работать над повышением доходов населения и снижением банковских ставок

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (829) 26 ноября 2012
    Новая индустриализация
    Содержание:
    Мы ничего не производим

    Производство товаров в России на душу населения в десятки раз ниже, чем в любой развитой стране. Мы серьезно не инвестируем в основной капитал уже более двадцати лет. Зато мы лидеры по доле торговли в ВВП. Если так пойдет дальше, то скоро мы окажемся в доиндустриальной фазе

    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Гигабайты прилетят с орбиты
    Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска — спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ
    Страну разверстали по-новому
    Помимо восьми федеральных округов в России теперь будет двенадцать макрорегионов. Самой прогрессивной формой расселения признаны агломерации. А каждому субъекту федерации назначена перспективная специализация. «Эксперт» попытался найти крупицы здравого смысла в недавно утвержденной Стратегии пространственного развития
    Хватит занимать
    Ограничение кредитования 50% дохода семьи не поможет ни банкам, ни заемщикам. Куда логичнее работать над повышением доходов населения и снижением банковских ставок
    Реклама