«Галереи — это вымирающий вид»

Культура
Арт-рынок
«Эксперт» №48 (830) 3 декабря 2012
Русская аукционная неделя в Лондоне принесла немало рекордов, заставила говорить о новом буме на русское искусство и выявила неожиданные тенденции
«Галереи — это вымирающий вид»

В Лондоне завершилась русская аукционная неделя. Четыре аукционных дома наторговали картинами, рисунками и предметами декоративно-прикладного искусства более чем на 40 млн фунтов. Ожидаемым топ-лотом стало полотно Бориса Кустодиева «Извозчик» из собрания российского ученого Петра Капицы, проданное на торгах Christie’s за 4,4 млн фунтов, или 7 млн долларов. В работе сошлось все, что любит рынок: художник из числа тех, чьи работы висят на видном месте в крупных музеях; узнаваемый сюжет; понятная история бытования (Капица купил картину у вдовы художника в 1936 году, а двенадцатью годами раньше она украшала обложку каталога знаменитой выставки русского искусства в Нью-Йорке). Картина установила рекорд на произведения Кустодиева на открытом рынке и вошла в десятку самых дорогих работ русских художников, проданных на торгах. Самым неожиданным результатом недели стала продажа карандашного рисунка Юрия Анненкова «Портрет Всеволода Мейерхольда». Sotheby’s, рассчитывавший получить за него 30–50 тыс. фунтов, даже не стал помещать лот в вечерние торги, на которые традиционно выставляются работы более дорогие и значительные. Результат — 1,049 млн фунтов — в 35 раз превысил нижнюю границу эстимейта. Самым успешным из аукционных домов в этот раз оказался Sotheby’s — три его  аукциона принесли 20,5 млн фунтов. Вторым, несмотря на «Извозчика», пришел к финалу Christie’s — 16,7 млн. Вдвое меньше у дома MacDougall’s. Вечерние торги дома, открывавшие неделю, ожиданий не оправдали — коллекционеры копили силы. Зато основной аукцион, по большей части представлявший работы в среднем ценовом сегменте, выровнял общий итог. В арьергарде — Bonhams. Второй сезон подряд его топ-лоты не находят покупателей. Летом остались непроданными панно Зинаиды Серебряковой, сейчас — большие полотна передвижников, в их числе двухметровая «Ярмарка в Малороссии» Владимира Маковского, за которую рассчитывали получить 1,5–2 млн фунтов. О результатах торгов, рынке русского искусства, моде на коллекционирование и об аукционном бизнесе «Эксперту» рассказала директор и владелец аукционного дома MacDougall’s Екатерина Макдугалл.

Какие тенденции, на ваш взгляд, сейчас характерны для рынка русского искусства и что охотнее всего покупают коллекционеры?

— Русская неделя показала, что коллекционерам нужны абсолютные шедевры с очень хорошим провенансом. Идеально — снять картину со стены, зная, что она провисела там сто лет, и желательно еще проследить, что с ней в предыдущие сто лет происходило. Эта тенденция существует последние четыре-пять лет и продолжает прогрессировать. Очевидно, что русский рынок сейчас очень силен. Если какая-то вещь нравится, собиратели готовы платить любые деньги, и, конечно, меня как аукциониста это не может не радовать. Но это верхушка айсберга. Хорошо покупается и качественная русская живопись среднего ценового сегмента. Мне очень приятно, что русские коллекционеры наконец стали покупать иконы как произведения искусства. Пожалуй, у нас это был первый аукцион, где среди поку

Аукционный дом MacDougall’s основан Екатериной и Вильямом Макдугалл и свои первые торги провел в ноябре 2004 года. Дом специализируется исключительно на русском искусстве и входит в тройку крупнейших мировых продавцов, время от времени обгоняя по объему продаж в данном секторе Sotheby’s и Christie’s. В декабре 2010 года MacDougall’s стал лидером русской недели с результатом 16,23 млн фунтов.

Среди рекордов, установленных на торгах MacDougall’s, — 6,96 млн фунтов за «Маленького ковбоя» Николая Фешина; 2,3 млн фунтов за «Натюрморт. Яблоки и яйца» Кузьмы Петрова-Водкина; 1,18 млн фунтов за «Книгу маркизы» Константина Сомова; рекорды графики Бориса Кустодиева («Купчиха», 155,7 тыс. фунтов) и Павла Филонова («Аналитическая голова», 168,5 тыс. фунтов).

MacDougall’s регулярно выставляет на торги работы нонконформистов и современных художников (до кризиса это даже казалось его узкой специализацией), и рекорды на работы ряда художников этой категории тоже принадлежат ему. В их числе 223,2 тыс. фунтов за «Пять лиц» Олега Целкова и 321 тыс. фунтов за картину «Москва 1973» Василия Ситникова. В отличие от более консервативных коллег по цеху MacDougall’s легко решается на эксперименты. В 2010 году дом первым провел специализированные торги русской графикой, которые принесли казавшиеся невероятными 1,6 млн фунтов, и ввел в аукционную статистику ряд не продававшихся ранее на торгах работ, в том числе художников группы «13».

Попытка устроить торги работами старых мастеров два года назад оказалась неудачной и не имела продолжения. Аукционы дома проходят дважды в год в Лондоне на площади Сент-Джеймс. MacDougall’s регулярно проводит предаукционные показы в Москве и Киеве, а также тематические выставки в Лондоне. Ближайшая из них покажет работы известного соцреалиста Аркадия Пластова из государственного музея художника в Ульяновске и частных американских коллекций. В начале 2013 года планируется открытие представительства MacDougall’s в Москве.