Не рыбу, а удочку

Русский бизнес
Социальное предпринимательство
«Эксперт» №48 (830) 3 декабря 2012
Фонд «Наше будущее» первым из благотворительных организаций взялся за развитие социального предпринимательства в стране. Сегодня он готов тиражировать свой опыт и придать ему новый масштаб
Не рыбу, а удочку

«Социальное предпринимательство» — новый термин не только для нашей страны, на Западе он тоже появился не очень давно, в конце 1980-х. Суть этой деятельности — делать бизнес на решении или смягчении социальных проблем. Прибыль этот бизнес сулит чаще всего минимальную, но основная его миссия не столько извлечение прибыли, сколько социально ответственное поведение. Впрочем, само явление существовало всегда. Из российской истории можно вспомнить священника Иоанна Кронштадтского, в конце XIX века организовавшего дома трудолюбия — реальный пример решения (смягчения) социальной проблемы нищенства не путем простой благотворительной помощи, а через организацию трудовых коммун.

В новой российской истории первым благотворительным фондом, взявшим на вооружение идею развития социального предпринимательства, стал частный фонд президента компании «ЛУКойл» Вагита Алекперова «Наше будущее». Этой осенью фонд отметил свое пятилетие и представил итоги развития предпринимательских проектов с социальной миссией. Следующая цель — тиражирование этого опыта в максимально возможных масштабах.

От поиска к конкурсу

«“ЛУКойл” всегда занимался социальными вопросами территорий, на которых работал, — говорит Вагит Алекперов. — У нас есть специальный фонд, который выделяет на социальную поддержку три миллиарда рублей ежегодно. Но и я всегда оказывал помощь из собственных средств. Когда пришла Наталья Зверева, мое благотворительство стало предметным, появилась система эффективной помощи начинающим предпринимателям». Наталья Зверева — директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Будучи финансистом с многолетним стажем, она построила работу фонда так, что его основной задачей стала не раздача денег, а поиск и отбор действительно жизнеспособных проектов. Немаловажная роль отведена консалтинговой поддержке авторов хороших идей, ведь зачастую их нужно научить основам бизнеса, от составления бизнес-плана до ведения бухгалтерии и т. п. Именно поэтому одним из первых проектов фонда, где он выступал как социальный предприниматель, стал собственный Центр консалтинга и аутсорсинга. Услуги центр оказывает за деньги, но по цене ниже рыночной. Впрочем, отобранные фондом проекты прорабатываются столь тщательно, что подчас это заменяет консалтинговую помощь. Прошедшие отбор проекты получают беспроцентные кредиты в объеме 5–10 млн рублей (для стартапов — 0,5 млн) на пять-семь лет с возможностью пролонгации. За пять лет фонд профинансировал 74 проекта на сумму около 150 млн рублей. «В первые годы работы поиск проектов, подходящих для финансовой поддержки, был трудным, мы даже не могли освоить весь запланированный объем средств, — рассказывает Наталья Зверева. — Критерии отбора очень жесткие как по финансовой устойчивости проекта, так и по социальному эффекту от его осуществления. Кроме того, необходим инновационный подход к решению соцпроблемы, а также тиражируемость проекта — возможность применения технологий бизнеса в других регионах. Но уже в этом году число подходящих прое