Принуждение к капремонту

Русский бизнес / ЖКХ Новая модель финансирования капитального ремонта жилья может быть выгодна крупным строительным подрядчикам, аффилированным с региональными властями, и банкам. Но пока непонятно, выиграют ли от этого нововведения граждане
Фото: ИТАР-ТАСС

В декабре Госдума рассмотрит во втором чтении поправки в Жилищный кодекс, которые описывают новую систему финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Суть законопроекта в том, что бремя финансирования капремонта перекладывается с федерального и регионального бюджетов на собственников жилья (граждан, компании, муниципалитеты). С 2014 года владельцы квартир будут обязаны ежемесячно перечислять на капремонт от 5 до 10 рублей за каждый квадратный метр жилплощади (минимальные ставки установят региональные власти, окончательный размер определят местные администрации). За неуплату ежемесячных взносов за капремонт будут предусмотрены штрафные санкции. Несложно подсчитать объем формируемого денежного потока. При общей площади многоквартирного жилья порядка 2,2 млрд кв. м объем ежегодных сборов на капремонт может составить 130–260 млрд рублей. На эти средства уже активно претендуют чиновники, строительные подрядчики и банки.

Дело на триллион

Необходимость реформы системы финансирования капремонта власти объясняют катастрофическим состоянием жилого фонда, который, по словам чиновников, разваливается буквально на глазах из-за недофинансирования ремонтных работ.

Действующая схема финансирования капремонта выглядит следующим образом. Федеральный фонд ЖКХ на 70% софинансирует региональные программы капремонта. Региональные власти вкладывают оставшиеся 25%, еще 5% выделяют собственники жилья. По данным Фонда ЖКХ, в прошлом году в рамках реализации региональных адресных программ подрядными организациями по заявкам, сформированным в течение 2008–2011 годов, завершены работы по капитальному ремонту многоквартирных домов на 27,7 млрд рублей. Всего отремонтировано 9,5 тыс. домов общей площадью 29,4 млн кв. м. Стоит заметить, что эти данные расходятся с информацией Росстата, согласно которой в среднем ежегодно капитально ремонтируется порядка 5–6 млн кв. м жилья. Пик капремонтов был зафиксирован в 2008–2009 годах, однако затем объемы работ вновь стали снижаться (для справки: в советское время ежегодно ремонтировалось 45–55 млн кв. м жилья). Если верить статистике Фонда ЖКХ, себестоимость капремонта составляет примерно 800–900 рублей на квадратный метр жилья. Этих денег хватает только на выборочный капремонт (ремонт крыши, покраска фасадов и проч.) без комплексной реновации с заменой инженерных коммуникаций.

В 2013 году Фонд ЖКХ планировалось ликвидировать. Сейчас обсуждается возможность продления сроков его работы — но со смещением акцентов с капремонта на расселение ветхого и аварийного жилья. Из 140 млрд рублей, которые планируется выделить фонду в ближайшие три года, на капремонт намечено потратить всего 20–30 млрд. Это смехотворный объем финансирования. Например, только в Новосибирской области в капитальном ремонте нуждается 19 млн кв. м жилого фонда из 41,8 млн кв. м, на их реновацию требуется порядка 104 млрд рублей. «Если не примем срочных мер, то жилой фонд будет разрушаться и станет аварийным. Люди, которые сегодня живут в нем, лишатся собствен

Более половины многоквартирных домов нуждаются в капремонте
Жилой фонд капитально ремонтируется в крайне незначительных объемах
Централизованная и подомовая схемы финансирования капитального ремонта жилья