Уже не рост, еще не стагнация

Спецвыпуск
Лизинг
«Эксперт» №48 (830) 3 декабря 2012
Рост рынка лизинга за девять месяцев 2012 года существенно замедлился — новый бизнес вырос всего на 5% по сравнению с 80% в 2011-м. Волатильность темпов роста усиливается преобладанием на рынке крупных сделок

Третий квартал 2012 года оказался весьма неудачным для лизингового рынка. Объем нового бизнеса снизился по сравнению с двумя первыми кварталами и составил 253 млрд рублей (см. график 1). В целом же за девять месяцев 2012 года он достиг 965 млрд рублей (см. график 2), а прирост к аналогичному периоду 2011 года — 5%. Прирост настолько мал, что оказался ниже индекса цен производителей за тот же период (106,9%, по данным Росстата). А это уже говорит о сокращении рынка в реальном выражении.

Эффект поддержки объемов рынка заключенными в начале года масштабными сделками компании «ВЭБ-лизинг» сохранился — прирост новых сделок без учета ее показателей составил бы -3,2%. Среди участников исследования отрицательные темпы прироста числа сделок продемонстрировала четверть компаний.

Несмотря на отсутствие глобальных потрясений в экономике, лизинг в сегменте крупного бизнеса чутко отреагировал на падение инвестиционной активности. В условиях, когда крупнейшие сделки занимают доминирующее положение, снижение их числа привело к замедлению всего рынка. «На развитие рынка лизинга в третьем квартале года существенное влияние оказали сокращение инвестиционных затрат крупными клиентами сырьевого сектора и падение цен на универсальный парк железнодорожной техники (ее стоимость снизилась более чем на 15% ко второму кварталу 2012 года)», — комментирует Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО «ВТБ Лизинг».

«В августе-сентябре в ряде сегментов царила неопределенность, — добавляет Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). — Это временное и прогнозируемое явление, связанное со вступлением России в ВТО. Как и на каких отраслях оно отразится, пока не может сказать никто. Клиенты занимают выжидательную позицию, пока не разберутся, как что работает. Поэтому многие лизингодатели столкнулись с падением спроса». В частности, в момент срочного введения утилизационных пошлин на автомобили значительная часть компаний приостановила закупки.

В рамках исследования лизинговым компаниям традиционно было предложено оценить степень влияния негативных факторов, которые препятствуют развитию лизингового сектора. Основные из них приведены в таблице 1 (в порядке убывания значимости).

Главным фактором, сдерживающим развитие рынка, стала нехватка надежных клиентов, которую лизингодатели ставили во главу угла и в 2010 году. В прошлом году этот фактор опускался на пятое место. Однако причины его остроты в 2010-м и 2012 годах различны — два года назад это было улучшение ситуации с ликвидностью у банков, в результате лизингодателям стало не хватать качественных клиентов, которым можно было доверить появившиеся ресурсы. В текущем же году ликвидность сжимается, однако темпы падения спроса и числа надежных потенциальных клиентов опережают сокращение ресурсной базы лизингодателей.

Такие факторы, как нехватка у лизинговых компаний средств достаточной длительности в достаточном объеме, хотя и сместились вниз по значимости (из-за улучшени

Ощущается ли на рынке замедление роста во втором полугодии 2012 года?

Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ГТЛК:

— Во втором полугодии текущего года рынок лизинга растет менее активно. В третьем квартале мы фиксировали значительный спад интереса к дорожной технике, грузовому транспорту и железнодорожным вагонам. Проблема не в лизинге как таковом — по сравнению с первым полугодием 2012 года произошел общий спад продаж. Все эти тенденции имеют объективные причины. Рост сегмента железнодорожного транспорта заглушило падение арендных ставок. Не думаю, что до конца года что-нибудь изменится. Крупные сделки возможны, но средние клиенты, составляющие основную массу, по-прежнему будут занимать выжидательную позицию. В сегменте грузового транспорта, пожалуй, основным фактором, повлиявшим на продажи в целом и лизинг в частности, стало введение утилизационного сбора. До принятия этого решения у участников рынка не было полного понимания, чего им ожидать, насколько значительно утилизационный сбор повлияет на стоимость техники. Затем произошел подъем цен в среднем на 200–300 тысяч рублей за грузовик. На реализации дорожной техники негативно сказалось окончание срока действия контрактов на содержание, из-за чего обычное сезонное снижение спроса было значительно сильнее, чем, к примеру, в прошлом году. Тем не менее отложенный спрос начал реализовываться — с четвертого квартала ГТЛК фиксирует значительный рост интереса к дорожной технике.

Максим Агаджанов, генеральный директор «Газпромбанк Лизинга»:

— Такая тенденция есть. В первую очередь это связано с общей макроэкономической ситуацией: на рынке уменьшается число игроков, увеличивается доля государственных лизинговых компаний, продолжается региональная и глобальная экспансия, снижается маржа, повышается внимание лизингодателей к операционной эффективности, сохраняется неопределенность по перспективам налогообложения и законодательства. Кроме того, заметно движение к оперативному лизингу.

Также замедление темпов роста связано со стабилизацией спроса в сегменте лизинга подвижного состава, который был основным драйвером рынка последние годы.

Сдерживающим фактором во втором полугодии стало и введение новых требований к нормативам достаточности капитала банков, которые ограничили для ряда лизинговых компаний доступ к финансированию.

Рынок лизинга уже не будет показывать таких темпов роста, как в посткризисные годы. По итогам 2012-го и в дальнейшем можно ожидать сохранения среднегодовых темпов прироста рынка на уровне 10–15% от объема предшествующего года. При этом потенциал для роста лизингового сегмента рынка довольно большой. На сегодня, по данным экспертов, проникновение лизинга в валовые внутренние инвестиции составляет в России всего 6,9%. Для сравнения: в Великобритании это 15,3%, в Германии — 10,2%.