В ожидании газетных трупов

Международный бизнес
Пресса
«Эксперт» №48 (830) 3 декабря 2012
Немецкий газетный рынок переживает настоящий мор. За месяц обанкротились две крупнейшие газеты страны. Причина банкротств — неспособность журналистов предложить читателям уникальный продукт
В ожидании газетных трупов

Газеты во всем мире испытывают давление рынка. Особенно страдают экономические издания. Financial Times Deutschland показывала убытки с момента своего основания в 2000 году. На этом фоне мы не видим никакой возможности продолжать выпускать Financial Times Deutschland», — из заявления Юлии Йэкель, председателя совета директоров издательского дома Gruner+Jahr, было более чем откровенным. Глава издательства лишь подтверждала то, что обсуждалось в медийной отрасли уже давно: с 7 декабря Gruner+Jahr прекращает выпуск одной из самых популярных экономических газет Германии — немецкоязычной версии Financial Times Deutschland, выходившей тиражом чуть более 100 тыс. экземпляров ежедневно.

Пока читатели заваливают редакцию FTD письмами поддержки, сама редакция, кажется, не может поверить в то, что жить ей осталось всего неделю. Так, корреспондент «Эксперта», много лет оплачивавший подписку на издание по кредитной карте, получил в прошлый четверг — то есть после официального заявления о банкротстве — письмо, в котором редакция напоминала, что срок действия кредитной карты подписчика заканчивается весной 2013 года, и просила уточнить данные для оплаты подписки на следующий год. Как автоматический радиопередатчик погибшей военной базы из фантастического фильма годами продолжает рассылать сигнал с просьбой о помощи, так и финансовый отдел FTD упорно отправляет письма с требованием оплатить подписку на следующий год.

Эпидемия дошла до лидеров

Для немецкого газетного рынка банкротство FTD — еще одно зримое подтверждение продолжающегося кризиса. По данным социологических исследований, проводимых крупнейшими телеканалами Германии, ARD и ZDF, с 1990 года объем использования различных медиа в стране увеличился с 380 до 583 минут в день. При этом все виды СМИ — от телевидения до интернета — могут похвастаться приростом показателей. Немцы стали почти вдвое больше смотреть телевизор, на 10% активнее слушать радио и на те же 10% больше читать книги, но газеты показали 30% падения объема читательского внимания: с 33 до 23 минут в день.

«Интерес к чтению газет устойчиво падает, параллельно сокращаются доходы от рекламы. Речь идет о будущем бизнес-модели качественной журналистики, которая существует не только на доходы от рекламы, но также и на деньги, поступающие от читателей, покупающих газету в розницу или по подписке», — сказал «Эксперту» один из издателей самой уважаемой газеты Германии Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) Вернер Д’Инка.

Долгие годы кризис рынка печатных изданий затрагивал в основном мелкие газеты: все больше местных изданий теряло независимость и переходило под крыло крупных издательских групп, начиная получать значительную часть контента от материнской газеты. Однако за последние два месяца кризис добрался и до лидеров рынка. В течение нескольких недель о своем банкротстве объявило сразу несколько СМИ федерального значения. Так, в начале октября о своей финансовой несостоятельности заявило крупное немецкое информагентство DAPD. В компании, созданной