Пределы спроса на пробки

Тема недели
Пробки
«Эксперт» №49 (831) 10 декабря 2012
Редакционная статья

Огромная пробка на федеральной трассе «Россия» стала образовываться в обеденное время пятницы 30 ноября. Ее длина, по разным оценкам, достигала до 200 км в обоих направлениях. В снежном плену оказалось не менее 10 тыс. автомобилей. Затор рассосался только на четвертый день, в понедельник.

Некоторые СМИ быстро растиражировали мнение об исключительном и апокалиптическом характере случившегося. Между тем широко обсуждавшийся на прошлой неделе транспортный коллапс на трассе М10 далеко не самая крупная автомобильная пробка не только в мировой истории, но даже в истории отечественной. Китайцы, например, уверены, что самая длинная автомобильная пробка в мире зафиксирована в 2010 году на трассе Пекин—Тибет. Ее длина достигла 260 км, а рассосалась пробка только через двенадцать дней. Французы готовы поспорить, утверждая, что 31 июля 2004 года на трассе А7 длина пробки составила 350 км (треть всей протяженности Франции). А в России, по-видимому, не побитый пока рекорд был поставлен 3 февраля 2005 года (трасса Ростов—Москва, протяженность пробки 300 км). Впрочем, недавняя пробка на М10 дала еще один повод поговорить о причинах одного из самых главных бичей цивилизованного мира.

Пробки на трассах и в городах давно привлекают внимание ученых из самых разных областей. Но работающей «теории пробок», несмотря на многочисленные усилия, так и не создано. Главная загвоздка для всех разрабатываемых моделей состоит в сложности учета «хаотических» факторов (аварий, снегопадов, перебоев в электросетях etc.), которые зачастую приводят к срабатыванию пресловутого эффекта бабочки — спонтанного возникновения серьезных проблем благодаря быстрому разрастанию незначительных, казалось бы, исходных флуктуаций. Иными словами, транспортным чиновникам в их титанической борьбе с пробками по большей части приходится ограничиваться чисто эмпирическими данными и исходить из локальной специфики автомобильного движения на тех или иных участках дорог.

Экономисты, в свою очередь, относятся к пробкам как к классическому проявлению проблемы общедоступных ресурсов: поскольку автодороги по большей части бесплатные, у водителей не возникает экономических стимулов добровольно ограничивать их использование. С точки зрения чистой экономики проблема пробок — следствие регулярно возникающего локального дисбаланса между спросом и предложением, переизбытка общего количества движущихся автомобилей над реальной пропускной способностью автодорог.

Причем рост предложения проблемы не решает. Как показало исследование, проведенное в 2011 году учеными из Университета Торонто и Лондонской школы экономики, которые проанализировали статистические данные о состоянии американской транспортной системы за последние двадцать лет, увеличение протяженности и ширины автострад и городских дорог США было практически нивелировано ростом количества километро-часов, проведенных за рулем водителями различных транспортных средств.

Нам кажется, есть фундаментальная причина этого явления. И кроется она отнюдь не в сфере новых