Шаг на Сахалин, шаг в Японию

Спецвыпуск / Дальний Восток Географическое положение острова Сахалин — постоянный источник соблазна. Протянувшийся почти на тысячу километров с севера на юг вдоль Тихоокеанского побережья он представляет собой естественный мост между Россией и Японией

От Большой земли остров отделяет полоска морской воды — пролив Невельского. В самом узком месте между материковым мысом Лазарева и островным мысом Погиби его ширина составляет всего семь километров.

А с самой южной оконечности Сахалина — мыса Крильон — в хорошую погоду без бинокля можно рассмотреть в туманной дымке на горизонте неясные очертания земли. Это Хоккайдо, самый северный из островов Японского архипелага. Япония, страна с мощнейшей экономикой, находится в 41 километре от Сахалина.

Сначала — мост на материк

Это соседство уже не первое столетие дразнит воображение людей со стратегическим мышлением, заставляет их выдвигать идею о соединении материка с Сахалином железной дорогой с помощью моста, дамбы или тоннеля. А в перспективе, возможно, перебросить рельсы и через пролив Лаперуза до Хоккайдо. Конечно, поезд до Японии пока еще фантастика. Но первая часть этой идеи — мост на Сахалин — уже значится в актуальных планах развития Дальнего Востока.

Сегодня выход России в Тихий океан ограничен несколькими портами Приморья и Хабаровского края. Владивосток, Находка и Ванино — три крупных транспортных узла — напрямик связаны с Транссибирской железной дорогой и Байкало-Амурской магистралью. На первый взгляд открываются большие возможности для транзитных грузовых перевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и обратно.

Однако сегодня общая проблема крупных транспортных узлов Дальнего Востока — их недостаточная грузопропускная способность. Долгие простои судов в портах в ожидании погрузки или разгрузки давно уже стали притчей во языцех. Прочие порты материковой части Дальнего Востока либо не могут принимать и обрабатывать крупнотоннажные корабли, либо замерзают, поэтому как минимум на несколько месяцев в году прекращают свою работу.

Модернизация портов Владивостока, Находки и Ванино, их припортовых коммуникаций, а также железной дороги проблему недостаточной пропускной способности не решит. Она всегда будет отставать от быстрорастущих потребностей экономики российского Дальнего Востока и наших соседей по АТР, которые нуждаются в наиболее коротком пути в Европу.

Получается, что актуальную проблему, сдерживающую развитие целого ряда стран и регионов, можно решить кардинальным образом, создав новые ворота России на Дальнем Востоке. Где они должны находиться? Ответ один: на Сахалине.

Сегодня на юге острова действуют два крупных незамерзающих порта — Холмск и Корсаков. Они связаны с железной дорогой. Оба порта в первую очередь обеспечивают потребности Сахалинской области, но их возможности используются лишь частично. Для того чтобы они начали работать на полную мощность в интересах нашей страны и ее партнеров по АТР, следует реализовать идею столетней давности, которая становится все более актуальной.

От Невельского до наших дней

Соединить Сахалин с материком первым предложил еще в XIX веке исследователь Дальнего Востока Геннадий Невельской, чьим именем назван пролив между островом и Большой землей. В начале XX века был выдвинут уже вполне кон

Комплексный проект "Строительство железнодорожной линии материк - о. Сахалин с переходом через пролив Невельского и развитие железнодорожной сети на острове Сахалин"