В инфраструктурном плену

Тема недели / Пробки Критическая ситуация на федеральной автомобильной трассе Москва—Санкт-Петербург с перманентными заторами будет продолжаться еще как минимум пять лет. Только к 2019 году на этом направлении для пассажиров и грузов должны появиться альтернативы. Для других проблемных дорог России альтернатив пока нет видно вовсе
Фото: РИА Новости

«В какой-то момент у меня даже возникла мысль о конце света. Казалось, мы никогда не вырвемся из этого плена». «Еды нет, топливо заканчивается. Люди не видят никакой помощи, которую якобы оказывают. Состояние водителей близко к психологическому срыву». Так очевидцы описывают автомобильную пробку, которая сковала движение на трассе М10 Москва—Санкт-Петербург (трасса «Россия»). Сильный снегопад в пятницу 30 ноября 2012 года полностью парализовал движение на ней почти на трое суток. Длина пробки достигла, по разным оценкам, от 130 до 200 километров. Один водитель легковушки в прямом эфире радиостанции рассказал, что семь километров пути в районе Торжка он ехал больше суток.

Кто-то бросал машину и шел пешком. «За сутки я преодолела путь в 30 километров пешком, — писала в блоге другая участница движения, — перед глазами промелькнула вся жизнь, я думала только о родных, что они где-то там далеко, а я тут совсем одна и так далеко от дома, что у меня ничего нет, я просто могу замерзнуть, и никто не позаботится о нашем спасении». Кто-то видел, как человек медленно умирал от отсутствия инсулина, молил о помощи и сам подходил к гаишникам, и люди подходили и просили проводить его до аптеки или вызвать скорую... Скорая приехала через 12 часов...

Первое время сбором воды и еды для водителей, застрявших в пробке на трассе «Россия», занимались волонтеры, потом подключилось МЧС. Но там, где машины стояли в лесу, еду привозили коммерсанты по ценам в десять раз выше реальных рыночных.

Лишь в ночь на понедельник заторы в Тверской, Московской и Новгородской областях рассосались и обстановка на трассе «Россия» нормализовалась. Дорога стала функционировать в штатном режиме. Если можно назвать штатным режим, когда предельная пропускная способность почти всех участков автодороги уже превышена.

Это не первый и, к сожалению, не последний пример многосуточного стояния в заторе на российской автомагистрали. Отсутствие политической воли в вопросах интенсификации эффективного строительства транспортной инфраструктуры все чаще становится фактором социального напряжения. Государство обязано взять ситуацию в транспортной сфере под особый контроль.

В поисках козлов отпущения

Не прошло и суток с тех пор, как разобрали затор, образовавшийся на автостраде «Россия», как стали искать виноватых. В середине прошлой недели Генпрокуратура начала проверку дорожных служб, закрепленных за трассой М10. «По результатам проверочных мероприятий будет дана оценка эффективности принятых Федеральным дорожным агентством мер по предотвращению и устранению нарушений прав участников дорожного движения в период неблагоприятных климатических условий», — сообщила официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.

Федеральная автодорога «Россия» находится в ведении Федерального дорожного агентства (Росавтодора). Непосредственно трассой М10 занимается подведомственная Росавтодору организация — Федеральное казенное учреждение (ФКУ) управления дороги «Россия». Это же ФКУ выступает заказчиком, который по

Число платных дорог к 2019 году должно вырасти более чем в 20 раз
Организация автомобильного движения по трассе "Россия" пока не имеет альтернатив
Наиболее перегруженные трассы европейской части России