Кирпич кирпичу рознь

Русский бизнес
Стройматериалы
«Эксперт» №50 (832) 17 декабря 2012
Группа ЛСР запустила производство на новом кирпичном заводе, который станет крупнейшим в России и Европе. С вводом предприятия изменится расклад сил в этом сегменте рынка стройматериалов, но, главное, будет налажен выпуск инновационного продукта — клинкерного кирпича
Кирпич кирпичу рознь

Введена пока первая линия производства на заводе около города Никольское Ленинградской области. Предприятие начали строить еще в 2006 году, но банкротство основного поставщика оборудования и спад экономической активности отсрочили активную фазу работ. После достройки двух остальных линий объем выпуска в Никольском достигнет 220 млн штук кирпича. Это будет крупнейшим производством на территории России, заводы значительно большей мощности (до 500 млн штук) есть только в Китае. Сбыт продукции нового предприятия гарантирован доминирующим положением Группы ЛСР на строительном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Естественно, появление такого объекта не может не вызвать изменения расклада сил. Ранее безусловным крупнейшим игроком отрасли была австрийская компания Wienerberger, построившая два завода в России — во Владимирской области (мощностью более 200 млн кирпичей) и в Татарстане (150 млн штук). Теперь высшую ступеньку пьедестала она вынуждена будет делить с Группой ЛСР, которая ранее уже приобрела несколько средних предприятий по выпуску кирпича.

Но главная интересная особенность завода в Ленобласти не в масштабах производства и не в появлении после его запуска нового лидера рынка, а в продукте. В Никольском планируется делать клинкерный кирпич — более прочный, долговечный и влагоустойчивый, чем традиционные керамический и силикатный. До сих пор в России наладить массовый выпуск такой продукции никому не удавалось.

Гигантизм ради экономии

Кирпичную отрасль нельзя назвать быстрорастущей. До 2004–2005 годов производство кирпича в России оставалось практически на уровне середины 1990-х, уменьшившись по сравнению с пиковым показателем 1991 года почти вдвое. Заметный рост был зафиксирован только в 2006–2008 годах, но после кризиса произошло падение, от которого отрасль до сих пор не оправилась (см. график 1). Впрочем, за этими внешне не слишком радостными показателями кроется внутреннее переформатирование отрасли: закрытие старых неэффективных заводов и строительство новых, более мощных, с меньшей себестоимостью производства.

Сейчас кирпич в России выпускает более 600 предприятий, при этом доли крупнейших из них, Группы ЛСР и Wienerberger, не превышают нескольких процентов. Кирпич относится к наиболее традиционным строительным материалам, а его производство распространено повсеместно.

С 2003 года в России инвесторы начали строить заводы повышенной мощности — от 100 млн штук кирпичей. «Крупные кирпичные заводы с объемами производства порядка 100 миллионов условных кирпичей в год строились и в Советском Союзе, вопрос только в качестве выпускаемой продукции и в ее цене», — говорит генеральный директор Группы ЛСР Александр Вахмистров. Себестоимость производства на старом заводе группы в том же Никольском при одинаковых затратах на глину и энергоресурсы оказывалась в два раза выше. Старое предприятие компания попросту закрыла как неэффективное.

Понятно, что в России будет появляться все больше и больше крупных кирпичных предприятий, ведь сейчас на