Средний класс технологического бизнеса

Спецвыпуск / Инновационный бизнес Государство сосредоточило свои усилия в инновационной сфере на поддержке малых и принуждении крупных компаний. Пора присмотреться к среднему инновационному бизнесу
Фото: ИТАР-ТАСС

В ноябре 2012 года были подведены итоги первого рейтинга быстрорастущих российских инновационных компаний «ТехУспех». Его инициаторами выступили РВК совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий, ОАО «Роснано» и Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП-банк). Оператором составления рейтинга стала Ассоциация инновационных регионов России (АИРР).

Ориентиром для «ТехУспеха» послужила адаптированная к российским условиям методика Deloitte Technology Fast — ежегодного рейтинга самых быстрорастущих компаний в сфере технологий, медиа, телекоммуникаций, наук о жизни и чистых технологий. Для участия в рейтинге Deloitte компании должны владеть патентованной интеллектуальной собственностью или технологией в продуктах, приносящих большую часть выручки, а также иметь в базовом 2007 году выручку не менее 50 тыс. долларов и в последнем, 2011 году — не менее 5 млн. Компании ранжируются по среднему темпу роста выручки за рассматриваемый период.

В рейтинге «ТехУспех» приняли участие компании, удовлетворяющие следующим критериям:

  • компания возникла и сформировалась в новейшей истории России (не ранее 1987 года);
  • бизнес выстроен и развивается на базе разработки и коммерциализации высокотехнологичной продукции;
  • ежегодный оборот от продажи собственной высокотехнологичной продукции — 100 млн рублей и более;
  • компания демонстрирует устойчивую положительную динамику продаж и реализует собственную высокотехнологичную продукцию во многих регионах России или приступает к экспансии на внешние рынки.

Итоговый рейтинг был сформирован на основании показателей оборота, темпов роста и инновационности продукции и услуг. Для оценки последнего критерия был создан экспертный совет, в который вошли успешные инновационные предприниматели из различных отраслей: информационных и биотехнологий, приборо- и машиностроения, а также специалисты по инновационной деятельности.

«ТехУспех» может стать предвестником нового тренда в государственной инновационной политике. Прежде государство сосредоточивало внимание на малых стартапах и крупном бизнесе. Именно для них были созданы РВК и Фонд содействия развитию малых форм предприятий, а также введена практика «принуждения к инновациям» по отношению к крупным госкомпаниям. Однако при этом из поля зрения господдержки выпал важный сегмент — средние предприятия. Между тем такие компании не только играют роль связующего звена между малым и крупным бизнесом, но и способны стать локомотивами роста на двух стратегических для российской экономики направлениях.

Первое — расширение структуры экспорта. Крупный бизнес не ориентирован на производство высокотехнологичной продукции, малый не способен выходить на дальние рынки. А технологичным компаниям, окрепшим и доросшим до уровня среднего бизнеса, уже по силам идти за рубеж. Второе важное направление — удовлетворение растущего внутреннего спроса с использованием инновационных продуктов и решений. Крупный бизнес на внутреннем рынке работает преимущественно в низкокон