Ванинский порт продан. Но кому?

Русский бизнес
«Эксперт» №3 (835) 21 января 2013

Компания «Мечел» объявила о закрытии сделки по приобретению 73,33% голосующих акций Ванинского морского торгового порта.

Приватизация госпакета бумаг порта стала одной из крупнейших сделок на транспортном рынке России по итогам 2012 года. А сам Ванинский порт оставался последним крупным портовым активом со значительной долей государства в акционерном капитале.

Основная борьба развернулась между «Мечелом» и En+ Олега Дерипаски, поэтому итоговая цена актива и оказалась очень высокой — 15,5 млрд рублей.

Группа En+ традиционно использовала Ванинский порт для снабжения глиноземом сибирских алюминиевых заводов. Но для «Мечела» Ванинский порт, судя по итогам аукциона, гораздо важнее: он должен стать главным каналом экспорта углей Эльгинского месторождения, разработка которого вступает в активную фазу. «Мечел» сделал предложение о выкупе принадлежащих En+ 21,6% акций порта, так что последней, судя по всему, для поставок глинозема придется поискать другой порт.

Но ключевая интрига вокруг Ванинского порта была иная: сможет ли «Мечел» расплатиться за приобретенный актив? Ведь у компании сейчас дефицит средств, вызванный серьезными вложениями в разработку Эльгинского месторождения, и ради покрытия дефицита она, например, распродает ряд своих непрофильных активов.

В 2013 году на рынке появилась информация, что покупка порта велась «Мечелом» с финансовой помощью неназванных партнеров. Говорили, в частности, о южнокорейской Posco, рассчитывающей стать одним из главных покупателей эльгинского угля. По нашей информации, скорее всего, партнерами стали и структуры, аффилированные с РЖД или ее менеджерами. (В частности, в РЖД нам подтвердили, что представители компании вели с «Мечелом» переговоры в возможном вхождении ее структур в капитал Ванина.)

Сейчас от действий РЖД во многом зависят темпы развития портов в Ванине и Советской Гавани. Участок железной дороги до них уже несколько лет остается одним из самых проблемных, без инвестиций со стороны РЖД строительство дополнительных портовых мощностей в Ванине просто не имеет смысла. После завершения реконструкции и расширения пропускной способности участка инвестиционная привлекательность портовых активов в Ванине и Советской Гавани кратно вырастет. Возможно, именно на этом и пытаются сыграть инвесторы, близкие к РЖД.

P. S. Во время сдачи материала в печать «Мечел» распространил релиз с информацией о продаже почти всех своих акций Ванинского порта неназванным российским и иностранным инвесторам.