Миллионы одиночеств

Русский бизнес
Интернет
«Эксперт» №6 (838) 11 февраля 2013
Миллионы одиночеств

Европейская культура в качестве эталонной основы брачных отношений превозносит невротическую влюбленность и найденную идеальную «половинку». Но на протяжении всей истории человечества ее поиски были крайне трудозатратны и несовершенны. Революцию совершил интернет. Теперь искать свое счастье можно на любимом диване, не нанося боевого макияжа и не снимая потрепанных треников. В течение пары часов можно изучить сотни кандидаток или кандидатов на «любовь всей жизни», в спокойной обстановке рассмотреть предлагаемый «ассортимент» и не спеша взвесить привлекательность всех параметров.

Первым ярким бизнес-успехом в области онлайн-знакомств (dating) стал американский сайт match.com, открывшийся в 1995 году. Вскоре появилось множество его аналогов. Принцип работы одинаков: внеся абонентскую плату и заполнив анкету с фото и основными данными, пользователь получает доступ к базе данных других аналогичных анкет. В качестве критериев поиска, как правило, можно задать пол, возраст, место жительства. Прочие нюансы и контактные данные пользователи могут узнавать самостоятельно в процессе общения на сайте. Со временем некоторые игроки рынка стали внедрять подбор партнеров с помощью психологического тестирования, появилось много нишевых сайтов знакомств, ориентированных на специфические группы: от геев до правоверных мусульман, ищущих четвертую четвертинку, а то и пятую часть брачного квинтета.

На рынке знакомств можно выделить три наиболее крупных сегмента: «легкие» знакомства — для скорых физиологических радостей; «серьезные знакомства» — для брака или долгосрочных отношений, а также знакомства «средней тяжести» — без определенных целей, видоизменяющихся в зависимости от найденного объекта. Последний сегмент фактически появился только с распространением интернета, в печатную эпоху отсутствие интерактивности заставляло инициировать знакомство в соответствии с более четкими целями.

Мамба всем

В России благородную задачу соединять страждущие сердца взяли на себя сразу несколько интернет-ресурсов. Каждый из них копил свою базу пользователей и строил ее на собственной платформе. Однако вырваться вперед и консолидировать рынок сумела появившаяся далеко не первой компания «Мамба». Сервис запустил в 2003 году уже успешный на тот момент интернет-предприниматель, известный под псевдонимом Андрей Андреев, который успел создать и продать два ярких проекта: систему веб-аналитики SpyLog и первую российскую систему размещения контекстной рекламы «Бегун».

«Мамба» не стала копировать западную бизнес-модель работы на абонентской плате. Причиной тому была объективная специфика российского рынка: более низкий уровень дохода и доминирующая в рунете культура «халявы» — отсутствие привычки платить за виртуальные сервисы. «Мамба» использовала инновационную для рынка модель freemium и в дальнейшем стала образцом для подражания. Freemium предполагает предоставление основных функций сервиса бесплатно, а за плату предлагаются лишь дополнительные опции, например поднятие анкеты в ранжировани

В системе Mamba:

  • 52% мужчин и 48% женщин
  • 60% пользователей проживает в России, 40% составляет русскоязычная аудитория по всему миру. Основная часть российской аудитории проживает в Москве и крупных областных центрах
  • Основная возрастная группа — от 20 до 30 лет, второе место в равной степени занимают 16–20-летние и 30–40-летние пользователи
  • Средний возраст пользовательницы превышает 24 года, возраст пользователя — 27 лет
  • Пользователи в среднем проводят на сайте 3–4 часа в день
  • Средний срок жизни анкеты — 4 месяца
  • Женщины пишут в среднем по 12 сообщений в сутки, а мужчины лишь 9
  • В среднем по всей системе сервисами для привлечения внимания к своей персоне пользуется 17% юношей и 15% девушек