Не поддержание, а развитие бизнеса

Спецвыпуск
Hi-Tech
«Эксперт» №8 (840) 25 февраля 2013
Ушедший год ознаменовался для российского ИТ-рынка не только очередными рекордными показателями. Упрочился важный тренд: бизнес все больше рассматривает ИТ-технологии не просто как способ поддержания основных бизнес-процессов, но и как инструмент развития компании
Не поддержание, а развитие бизнеса

По предварительным данным, 2012 год стал для российского ИТ-сектора весьма успешным: рынок вырос на 15%, превысив 33 млрд долларов. Однако не только это вселяет оптимизм. По мнению игроков, очень важно, что заказчики стали воспринимать ИТ-решения уже не только как способ поддержания повседневной жизнедеятельности компании, но и как инструмент развития и расширения деловой активности.

Ведь еще относительно недавно многие руководители считали ИТ-отделы неизбежной платой за ведение бизнеса в современном мире — этаким «необходимым злом», которое помогает минимизировать убытки, обеспечивая более эффективное функционирование предприятия. Такой подход к управлению информационными технологиями принято называть «ресурсным», или «продуктовым», когда ИТ рассматриваются бизнесом как ресурс. Например, располагая ресурсами под названием «рабочий компьютер», «интернет» и «1С: Бухгалтерия», бухгалтер может подготовить и сдать в налоговую годовой отчет. Ресурсы «рабочий компьютер», «IP-телефония», «интернет» и «CRM-система» помогут сотрудникам колл-центра эффективнее искать новых потенциальных клиентов и вводить их в единую систему для менеджеров по продажам. Но если ресурсом по каким-то причинам воспользоваться не удается (например, компьютер сломался), нужно обратиться к специалисту ИТ-отдела. Таким образом, при классическом «продуктовом» подходе ИТ-отдел занимается созданием и обслуживанием набора ресурсов — о получении прибыли речи тут не идет.

Однако ситуация кардинально меняется: информационные технологии превращаются в действенный инструмент развития предприятия. «Роль ИТ в бизнес-процессах компаний за последнее время сильно изменилась, — отмечает Николай Прянишников, президент Microsoft в России. — Раньше информационные технологии рассматривались компаниями как источник затрат и управление ИТ-ресурсами сводилось к тому, чтобы снизить расходы на эту статью бюджета. Сегодня же ИТ становятся одним из важнейших инструментов реализации бизнес-стратегии компании и таким образом тесно интегрируются с бизнесом. Информационные технологии стали движущей силой для таких сегментов, как банковский бизнес, ритейл. Очень многие компании уже осознают, что их успешность и конкурентоспособность напрямую зависят от используемых инноваций, и переходят от простого осознания к действиям».

Единое информационное пространство

О том, что ИТ-решения превращаются в инструмент развития бизнеса и позволяют заметно экономить, свидетельствуют последние отчеты ведущих игроков рынка.

Так, представители Microsoft заявляют, что их клиент — компания «Белый ветер Цифровой», которая ставит перед собой задачу к 2015 году увеличить количество магазинов со 106 до 300, важным условием реализации этих планов считает внедрение ERP-системы Microsoft Dynamics AX 2012. Задача этого ИТ-решения — создать единое информационное пространство, которое объединит работу всех магазинов, складов и центрального офиса. По словам представителей компании, с помощью этой системы уже удалось повысить оперативность и т