Столы заказов переходят в сеть

Русский бизнес
Интернет-торговля
«Эксперт» №9 (841) 4 марта 2013
Компания «Утконос» меняет стратегию развития: отказывается от своих стационарных магазинов и меняет логистику. Цель этих изменений – сохранить за собой лидерство в сегменте продаж продуктов питания через интернет
Столы заказов переходят в сеть

«Утконос» слывет оригиналом на рынке продуктового ритейла. Свою деятельность компания начала тринадцать лет назад под покровительством владельца «Северстали» Алексея Мордашова и сосредоточилась на неожиданном тогда розничном формате столов заказов, где можно было заказать и потом забрать продукты. По мере развития интернета «Утконос» все активнее стал дрейфовать в сторону онлайн-торговли, что было уникальным случаем уже для сетевого ритейла. Сегодня компания — лидер в этом сегменте на рынке Москвы и Московской области. Согласно последнему рейтингу Forbes, «Утконос», выручка которого достигает 300 млн долларов в год, занимает третье место среди 30 крупнейших российских интернет-компаний, уступая лишь «Яндексу» (690 млн долларов) и Mail.ru Group (515 млн долларов). И это несмотря на то, что по сравнению с другими интернет-ритейлерами, которые занимаются в основном непродовольственными товарами (бытовой и компьютерной техникой, одеждой, авиабилетами и проч.), бизнес «Утконоса» значительно сложнее. Компания конкурирует с мощными традиционными сетевыми операторами. Кроме того, продукты питания — зачастую хрупкий, скоропортящийся товар, что значительно усложняет логистику.

В последнее время крупные сетевые ритейлеры развивают проекты по доставке еды все активнее. Чтобы удержать лидерство, «Утконос» решил оптимизировать бизнес — отказаться от стационарных столов заказов, изменить в связи с этим логистику и существенно расширить ассортимент. «В этом году мы намерены предпринять ряд шагов, чтобы удержать лидерство на столичном онлайн-рынке продуктового ритейла и приблизить свои финансовые показатели к крупнейшим игрокам традиционного ритейла», — говорит Владимир Рюмин, генеральный директор «Утконоса».

Магазины закрываются

Прежде всего «Утконос» решил закрыть стационарные розничные точки, некий аналог столов заказов. Первые годы они были своего рода визитной карточкой сети. «Изначально проект создавался в пику традиционным розничным сетям и не был направлен на интернет-пользователей, так как проникновение интернета было низким. Мы стремились предложить альтернативу традиционному формату торговли, чтобы приобретение продуктов питания было максимально комфортным, поэтому наши розничные точки не были похожи на привычные магазины, они больше напоминали столы выдачи товаров. В них были установлены терминалы нашей собственной разработки. Например, заказ можно было оформить по пути домой или на работу, а на следующий день забрать его в удобное время», — рассказывает Владимир Рюмин.

Лишь со временем «Утконос» обзавелся интернет-сайтом. Количество онлайн-заказов росло с каждым годом, а через магазины заказывали все меньше. К настоящему моменту ходить в пункт выдачи готово менее 20% потребителей, остальные предпочитают выбирать товары на сайте с доставкой на дом или в офис. Поэтому «Утконос» решил ликвидировать стационарные точки. Последняя должна закрыться до конца лета.

Следом «Утконос» намерен оптимизировать логистическую цепочку комплектования. «Наши магазины бы