Олимпийский регресс

Книги
Спорт
«Эксперт» №10 (842) 11 марта 2013
Олимпийский регресс

В современном мире спорт принято рассматривать как некую наднациональную соревновательную активность, позволяющую выявить самого сильного и ловкого. Современная олимпийская система для него все равно, что глобализация для этнографа — чудовищный побочный результат развития индустриального общества. Главный объект его критики — устоявшаяся на Западе традиция толерантности и мультикультурализма. Вместо того чтобы защищать равноценность достижений этнических сообществ, она размывает культурное многообразие. И первой жертвой стали те дисциплины, где борьба за обеспечение равных прав заменяет пестрый традиционный компонент однообразием спортивных нормативов. Автор задается вопросом: почему игровые виды спорта, к примеру бег в мешках, лишены возможности считаться полновесной соревновательной дисциплиной? Не потому ли, что элемент непредсказуемости и возможной комичности неприемлем в «либеральном обществе серьезных людей»?

Изначально античные Олимпийские игры представляли собой вовсе не фестиваль культур, а именно жесткую борьбу за право быть лучшим атлетом Эллады. Лишь только на исходе XIX века барон Пьер де Кубертен решил возродить древние спортивные традиции, придав им интернациональное значение и превратив в инструмент формирования мирного диалога между народами. Но Кыласов отмечает серьезный недостаток англосаксонской системы развития спорта, где специфика дисциплины приносится в жертву универсализму. Например, арсенал приемов боевых искусств Кореи и Японии — тейквондо и дзюдо — был урезан в угоду заботе о здоровье и безопасности спортсменов. В итоге бойцы действительно стали травмироваться меньше. Однако публика вместо зрелищной схватки может наблюдать набор из десятка легко угадываемых движений, а на смену борьбе до последнего пришла банальная работа на очки.

Кыласов Алексей. Этноспорт. Конец эпохи вырождения. — М.: Территория будущего. Публичная библиотека Александра Погорельского, 2013. — 144 с. Тираж 1000 экз.